20 апреля, суббота

Деятельность Гельмана всегда его личный риск

21 июня 2013 / 14:49

Я думаю, это связано с какими-то финансовыми потоками.

Не думаю, что у российского государства был какой-то роман с современным искусством. Все, что российское государство делает в сфере искусства, – не имеет и никогда не имело никаких серьезных масштабов. Тот факт, что Гельман был приглашен делать Пермь, – это скорее случайное стечение обстоятельств.

Деятельность Марата была связана исключительно с его личной инициативой, его личными рисками. На мой взгляд, результат его деятельности – неплохой.

Я был в Перми, там появилось некоторое количество выдающихся современных городских скульптур, которые, если не будут снесены, довольно долго будут привлекать внимание туристов. Правда, критическая точка, на мой взгляд, так и не была пройдена. Нужно было построить значительно больше объектов. Тогда город стал бы еще привлекательнее.

Роман начался бы в тот момент, когда в России появился бы хотя бы один музей современного искусства. Такие музеи есть во всем мире, за исключением Африки. Да и в Африке, в Египте, – два или три музея современного искусства. А в России ни одного. Я имею в виду серьезное здание, которое было бы построено амбициозным архитектором, неважно - западным или русским, а не центры современного искусства вроде «Гаража» или ГЦСИ - таких в любом городе десятки. В этом смысле Россия находится в варварском состоянии.

Конечно, художники работают. Правда, в основном на западе. Какие-то прогрессивные бизнесмены готовы помогать. Но наше государство в этой сфере, по-моему, просто недееспособно. Нет никакой внятной внутренней политики в области искусства. Большевики в 1918 году организовали 4 музея современного искусства. Этому не помешала даже Гражданская война. Правда, музеи были расформированы Сталиным в 1948 году. Тем не менее, это пример государственной политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу.

У нас этого даже не предвидится. Я думаю, это связано с какими-то финансовыми потоками. Понятно, что музей современного искусства – это большие деньги. Естественно, что финансовые потоки надо переключать на людей, которые этим занимаются. Не отдашь же их в руки каких-то некомпетентных пройдох. Поэтому у меня достаточно пессимистический взгляд на всю эту ситуацию.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика