35-45 человек реально не в состоянии справляться с тем объемом проблем, которые имеются в избирательных округах.
Мне кажется, что идет активный поиск в рамках политической реформы. Она включает в себя много новаций, в том числе и предложение возвращения графы «против всех». А предложение для Москвы и Санкт-Петербурга самим определять количество одномандатников лежит в русле поиска наиболее удобного формата с точки зрения всех участников: политических субъектов, которые борются за право получить мандаты во власти, избирателей.
Предложение комитета Владимира Плигина по двум столицам, на мой взгляд, связанно с тем, что нужно обеспечить индивидуальное представительство в городских законодательных органах. Я не исключаю, что и бирюлевские события повлияли на это. Дело в том, что когда на выборах присутствует некий партийный список, то формальная привязка члена этого списка к какому-то району существует, но, строго говоря, прямой связи, ответственности и взаимодействия депутат с жителями этого избирательного округа у депутата все-таки нет. То есть речь идет о персонифицированной политике. Резон в этом есть.
При том, что увеличивается количество депутатов Мосгордумы (сейчас их 35, а будет 45). Я вообще считаю, что нужно подумать об увеличении числа депутатов в этом органе до 100. Москва – огромный мегаполис, в котором живет такое число жителей, которое сопоставимо с числом граждан среднего европейского государства. 35-45 человек реально не в состоянии справляться с тем объемом проблем, которые имеются в избирательных округах.
Если действительно Москва перейдет на формат 100% одномандатников, то нас ждет персонифицированная борьба в избирательных округах, в ходе которой будут участвовать яркие персонажи.
Навальный показал, как это делается и таких потенциальных Навальных у нас навалом. И мобилизация избирателей может стать гораздо выше. Пока трудно загадывать, насколько это может повысить явку, но если бы ее цифра приблизилась к 50% - это был бы достойный уровень.