Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил во вторник, 12 апреля, данные опроса о том, какие проблемы были для жителей России наиболее актуальны в марте.
Актуальность проблемы роста цен для России в целом, по оценкам сограждан, за несколько месяцев существенно снизилась: если в январе с.г. она занимала вторую строчку в рейтинге (при ответе на вопрос без подсказок ее называли 20% опрошенных), то в марте она опустилась в конец первой десятки (соответствующие ответы дали 5% — минимум за полтора года).
Заметное перемещение вверх за тот же период продемонстрировала тема падения рубля — она вошла в ТОП-5 (рост доли ответов с 0 до 8%).
Обеспокоенность состоянием дел в экономике не ослабевает: в январе в числе главных проблем страны ее называли 23%, в марте — 22%, год назад (в марте 2015 г.) — 21%. Около 10% респондентов относят сегодня к проблемным зонам низкий уровень жизни (12%), безработицу (11%), социальную политику (8%).
Несколько реже в контексте проблемного фона говорят о здравоохранении (7%), внешней политике (6% — с 12% в декабре), коррупции и бюрократии (6%), образовании (5%) и др. Среди проблем, ранее не отмечавшихся или называвшихся крайне малым числом респондентов, можно отметить страх войны (5%), чрезмерное внимание к украинской проблеме (2%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 19–20 марта 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1 600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.