20 декабря в Общественной палате прошел круглый стол на тему "Просветительство в России в XXI веке: цели, задачи и инструменты". Организаторами круглого стола выступили Российское общество «Знание» и Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования
В рамках круглого стола ведущие российские эксперты в области теории и практики просветительской деятельности обсудили наиболее важные проблемы взаимодействия и интересов государства, общества и науки в плане продвижения знания в современной России. В центре внимания экспертов были такие вопросы, как проблема взаимодействия академических институций с гражданами и их роль в просветительской деятельности, проблема «перевода» научного знания на язык, понятный для аудитории, работа с подрастающим поколением и людьми старшего возраста, проблемы инфраструктуры доставки знания,
Модератор дискуссии историк и политолог, глава Центра политического анализа Павел Данилин в своем вступительном слове задался вопросом о том, что такое просвещение сегодня. «Иммануил Кант, отвечая на этот вопрос, заданный в 1784 году редакцией научного немецкого журнала, писал: "Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого"», -вспомнил он и заключил, что «современное просветительство снова уже не работает с массовой единообразной аудиторией, обращаясь к разным социальным группам и даже микрогрупам и отдельным индивидам».
Заведующая кафедрой философии образования Философского факультета МГУ Елена Брызгалина поставила проблему следующим образом: сегодня в основе просветительской деятельности стоит не вопрос о том, что человек знает, а о том, что он из себя вообще представляет. Университет в этом процессе, по ее мысли, конечно является агентом просвещения, но не только в плане работы с целевой аудиторией, но и в качестве интегративной структуры.
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Александр Русаков в выступлении отметил важность работы просветительских организаций и, в частности, Общества «Знание», в формировании современного общества, подчеркнул необходимость появления новых проектов, в том числе, в сфере патриотического воспитания молодежи, проектов в области истории и популяризации достижений современной российской науки.
Доктор философских наук, профессор РАН Юлия Синеокая рассказала о своем просветительском опыте организации публичных философских семинаров, в частности встреч в Библиотеке Достоевского. По ее словам, формат таких встреч вполне востребован не только в Москве и не только для непосредственных участников семинаров. По их мотивам в иных российских регионах собираются самостоятельные встречи интересующихся проблематикой семинаров людей, каждый ролик в интернете с записями встреч смотрит до нескольких тысяч человек.
Политтехнолог Дмитрий Гусев, в свою очередь, остановился на более практическом развороте этой же темы. Как отметил эксперт, за последний год он провел десятки встреч в Москве с обычными гражданами, во время которых выступал с лекциями по вопросам внешнеполитического положения России. По его мнению, эти выступления вызывали огромный интерес у публики и в целом работу, например, по чтению такого типа лекций на производствах, какую вело Общество «Знание» в советское время, стоило был возродить.
Директор по продвижению инновационной деятельности РВК Илья Курмышев рассказал об исследовании, которое недавно было проведено по заказу РВК. Согласно его данным, в России насчитывается самое большое число технооптимистов, а динамика интереса к современным технологиям в нашей стране весьма положительная. По мысли Курмышева, без такого типа отптимизма незвожно появление в стране инновационной среды и технологичных бизнесов. Отметил он и высокий интерес у высокотехнологичных компаний к просветиельской деятельности, в частности, у «Яндекса», Yota и ряда зарубежных компаний уже сегодня имеются собственные просветительские проекты.
Историк, главный редактор REGNUM Модест Колеров в своем выступлении коснулся трех проблем: консенсуса по основным спорным мифологическим вопросам отечественной истории, инфраструктуре распространения исторического знания и работе над отдельными проектами регионального и местного уровня. По его словам, инфраструктура была разрушена и сегодня существование, например, просветительских журналов по истории наталкивается на то, что сети для их распространения в регионах нет, а для качественной просветительской работы нужна сеть, подобная бывшей «Союзпечати».
Главный редактор журнала "Историк" Владимир Рудаков согласился с Колеровым, а также отметил, что просветительская работа в общем виде существует внутри своеобразного треугольника «наука-публика-государство». По его мысли, существует серьезная проблема с тем, что значительная часть специалистов не готова презентовать свои достижения, не умеют доносить результаты своих исследований на понятном публике языке, а потому их работа обществу неизвестна, по большому счету, не является востребованной.
Издатель и историк Григорий Пернавский посетовал на то, что форма, упаковка знания сама по себе не важна. Так, дополнение компьютерных игр на основе реальных событий справочной информацией не дает возможности просветить пользователей, поскольку они приходят играть в игры, развлекаться, а не получать знания. Что касается коммерческих проектов, то они в большинстве случаев не имеют просветительских задач, те же коммерческие издательства и рады бы заниматься просвещением, но должны думать в первую очередь о возможных продажах и собственном выживании.
Скептически оценил ряд тезисов выступавших социолог, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин. По его оценке, исходить из тезиса о просвещенной образованной публике, которой противостоит «темный» народ — модернистский тезис и сегодня он не вполне корректен и актуален. На деле, часто вне зависимости от формальных степеней или уровня образования, практически все или очень многие люди выступают в качестве носителей своего, весьма фундированного знания. Роль же Общества «Знание», как подчеркнул Рогозин, должна заключаться в развитии среды и создании системных решений для организации диалога людей.
Психотерапевт Марк Сандомирский остановился на феномене так называемого латерального программирования. Как отметил он, люди чаще требуют от дополнительного образования решения своих частных вопросов, потому более всего востребованы программы по психологии, личностному росту, здоровью. И в процессе следует сначала удовлетворить эти потребности индивида, а уже затем стремиться дать ему что-то дополнительно. В пример он привел группу, которая ходила на семинар о здоровье, а в результате организовала выставку живописи участников семинара.
Исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Елена Проничева в своем сообщении остановилась на конкретной деятельности центра и об открытии аналогичных структур с Санкт-Петербурге и Казани.
Руководитель школы LUDI Илья Созонтов, работающий с готовящимися к ЕГЭ детьми отметил, что школа не вполне прививает детям навыки работы с информацией. Современные дети — дети цифровой эпохи, по его представлению, растут в иной коммуникационной среде, они уже родились в эпоху существования соцсетей и мобильных устройств с выходом в интернет. В то же время, школа перегружает их информацией, но не учит ею оперировать. В результате даже простейшие задачи, при общем избытке данных, могут оказаться не по силам для школьников. По мысли Созонтова, проблема тут в формате донесения этой массы информации до школьников — именно проблема формата, скажем, в виде игр, в виде небольших клипов, в которых к школьникам обращаются на понятном им языке. Иные форматы просветительской продукции могут быть просто ими не восприняты.
Управляющий партнер акселератора "Лобачевский" Мария Марьясова рассказала о своем опыте работы с образовательными проектами в российской провинции.