Социальное предпринимательство в России хотя и набирает обороты, но так пока и не институционализировалось, отмечает Елена Петренко в докладе «Социальное предпринимательство как форма гражданского участия», представленном в Высшей школе экономики.
Оно не определено законодательно и не всегда идентифицируется самими участниками. Между тем, творческий потенциал таких предприятий может быть весьма высок. В идеале он помогает сплотить сообщества и создать иную ценностную среду, отметила Елена Петренко в докладе «Социальное предпринимательство как форма гражданского участия», представленном в Высшей школе экономики.
«Я не знал, что то, чем я занимаюсь, называется социальным предпринимательством», — подобное признание лейтмотивом проходит через многие интервью с представителями социального бизнеса. Среди них есть создатели школ и детских садов, реабилитационных центров, медицинских учреждений, спортивных клубов и центров досуга, участники туристического бизнеса и владельцы магазинов для малоимущих. Хотя функционал таких предприятий вполне ясен, а алгоритмы деятельности уже неплохо сформированы, многие представители этого бизнеса, тем не менее, так пока не идентифицируют свою работу как социальное предпринимательство.
Этот парадокс отчасти объясняется отсутствием закона о социальном предпринимательстве, неполной институционализацией явления. В итоге стратегии ведения бизнеса социальных предпринимателей выстраиваются интуитивно, и там, где уже есть наработанные способы решения проблем, они начинают заново изобретать велосипед, рассказала управляющий директор фонда «Общественное мнение» Елена Петренко в докладе «Социальное предпринимательство как форма гражданского участия».
В его основу легло совместное исследование сотрудников фонда «Общественное мнение» и Института социологии РАН «Условия активизации гражданского участия в малых и средних городах России», проведенное под руководством Петренко в 2013–2014 годах. Проект включал серию интервью с социальными предпринимателями в Московской области, Казани, Тихвине, Камышине, Перми, Нижнем Новгороде и других городах. В итоге у исследователей получился коллективный портрет социального предпринимательства.