26 апреля, пятница

КРОС выпустил доклад о выборах в Госдуму

20 февраля 2016 / 17:23

Компания развития общественных связей (КРОС) опубликовала аналитический доклад «Электоральный переход — 2015–2016. От нового закона к новой Думе». В предлагаемом докладе авторы предприняли попытку ответить на вопросы о том, какими должны быть эти технологии и эти взаимоотношения, какова будет ось противостояния Кампании-2016.

Компания развития общественных связей (КРОС) опубликовала аналитический доклад «Электоральный переход — 2015–2016. От нового закона к новой Думе». В предлагаемом докладе авторы предприняли попытку ответить на вопросы о том, какими должны быть эти технологии и эти взаимоотношения, какова будет ось противостояния Кампании-2016.

Авторами доклада выступают политологи, сотрудники КРОС Николай Юханов (РУДН), Илья Малякин и Дмитрий Кантор.

Политическая динамика межвыборного цикла 2011–15 привела к следующим итогам: «продолжающееся снижение активности избирателей; ухудшение качества агитационных кампаний; ослабление поддержки „ЕР“, прежде всего, в крупных населенных пунктах; смещение интересов протестного электората от внепарламентской оппозиции к более „проходной“ системной и — как следствие — обозначение КПРФ в качестве новой влиятельной альтернативы партии власти; рост конкурентоспособности кандидатов от системной оппозиции; нарастание трений внутри самой „Единой России“, а также между нею и ОНФ в ходе партийных праймериз. Все это не позволяет власти и выразителям ее интересов делать ставку на предопределенность мягких для „ЕР“ сценариев предстоящей федеральной кампании». Авторы доклада резюмируют: «В стране, по сути, началось формирование нового „красного пояса“».

С похожим тезисом ранее выступил другой аналитический центр — Институт развития избирательной системы Российской Федерации (ИРИС) в докладе «Новый Красный пояс России».

Однако с точки зрения авторов КРОС в 2015–16 годах в стране все-таки сложилась новая электоральная ситуация: «Нам предстоит совершенно новая кампания, которая будет проводиться по новым правилам — отличающимся от тех, по которым проводились и прежние выборы в парламент, и выборы регионального уровня. Такие выборы потребуют новых технологий, а также новых отношений между кандидатами и их командами».

Главным отличием выборы в Госдуму в 2016 году от выборов 2011 года с точки зрения КРОС является существенно усложнившийся электоральный механизм ради повышения легитимности законодательной власти: «В российскую электоральную практику возвращается самый проблемный ее элемент — мажоритарные парламентские выборы».

Авторы КРОС выделяют несколько ключевых проблем, с которыми столкнутся политические менеджеры, проводя кампании в мажоритарных округах. Среди них: утрата необходимых для проведения таких выборов практик и механизмов, в том числе на федеральном уровне; разрушение идентификационных связей между округами и когда-то представлявшими их депутатами (избиратели забыли своих представителей); кадровый голод парламентских партий, короткая «скамейка запасных» и недостаток ярких лидеров в регионах. Также изменились административное деление и границы страны, разработана новая «смешанная» схема нарезки избирательных округов: теперь каждый из них включает в себя не только городскую, но и сельскую территорию, что позволит повысить управляемость выборов, но снизить эффективность старых сценариев кампании. Кроме того «существенно снизилась ценность старых партийных брендов, что автоматически предполагает рост значения межличностной конкуренции, гораздо менее управляемой в электоральной практике».

Вместе с тем докладчики скептически относятся к праймериз как инструменту эффективного отбора кандидатов и поиска компромиссов на уровне региональных элит. «Этот механизм уже в большой степени скомпрометирован — есть множество примеров обходных выдвижений», — утверждают авторы.

Также они видят проблему в удваивании провластных брендов Общероссийского народного фронта (ОНФ) и партии «Единая Россия»: «Если партия чаще всего является выразителем интересов сложившегося в регионах политического и административного истеблишмента, то ОНФ многие его активисты воспринимают, прежде всего, как легальный социальный лифт. Таким образом, интересы „партийцев“ и „фронтовиков“ коренным образом расходятся».

Согласно подсчетам аналитиков КРОС депутатский корпус в результате выборов в Госдуму 2016 года может обновиться на 100 человек. Ранее с прогнозом по обновлению состава Госдумы выступил ИСЭПИ: его прогноз — до 80 человек.

Как считают эксперты КРОС, в результате применения новых правил на выборах в Госдуму, а также в результате сложившейся новой политической конъюнктуры, вынужденно обновится полевой инструментарий кампаний. «Встречи с избирателями станут более интерактивными; возрастет роль сетевой работы со сторонниками; помимо агитаторов, новые краудсорсинговые технологии позволят массово использовать волонтеров; значимой и гораздо более яркой станет проектная работа в рамках ключевых тем кампании», — отмечают авторы доклада.

«Избирательная кампания-2015 показала нам прежде всего то, что период неконкурентных, „управляемых“ выборов в истории нашей страны постепенно уходит в прошлое — это лишь вопрос времени. Новые федеральные и региональные элиты, а также выразители их интересов в достаточной степени выросли политически, чтобы попробовать свои силы в настоящей конкурентной борьбе. Ими осознаны собственные интересы, накоплен определенный ресурсный потенциал. С другой стороны, в обществе сформировался запрос на „новую политику“, для которой выработаны новые подходы к электоральной практике и создан обширный комплекс новых коммуникативных и избирательных технологий. Предложенное руководством страны возвращение к мажоритарной системе выборов — наиболее благоприятный повод, чтобы впервые опробовать все это на практике», — резюмируют авторы доклада.

Подробно ознакомиться с аналитическим докладом можно по ссылке.


тэги
читайте также