Сенатор Константин Косачев пишет о работе на сессии Межепарламентского союза: «В Замбии в эти дни начинается очередная сессия старейшей международной организации в мире — Межпарламентского союза».
Она была создана в 1889 году и ни разу не прерывала своей деятельности. Сейчас в работе МПС принимают участие парламенты 170 стран мира (включая, разумеется, и Россию, но за исключением США) плюс ещё десять организаций имеют статус ассоциированных членов. Это неформальное парламентское измерение ООН.
Накануне сессии в течение двух дней работает своего рода «политбюро» МПС, где, чтобы избежать хаоса единовременного появления в пленарном зале сотен депутатов из десятков национальных парламентов, и определяются в предварительном порядке все важные параметры работы самой сессии, равно как и другие форматы деятельности МПС. Этот орган называется Исполком МПС, в его составе всего 17 человек. С нынешней сессии в их числе и представитель России, ваш покорный слуга. Сидим плечом к плечу с британцем, французом, голландцем, японцем, иранцем, эмиратцем и другими важными для нас партнерами.
Первый день ознаменовался двумя значимыми для России решениями Исполкома. Во-первых, поддержано наше предложение изучить возможность придания русскому языку (как и ещё трём) статуса рабочего языка Межпарламентского союза. Сейчас официальными языками МПС являются только английский и французский. В ООН, как известно, на таких же правах используются русский, испанский, арабский и китайский (кстати, легко запомнить по первым буквам слова АФРИКА). Будем добиваться аналогичных решений для МПС, что позволит, в частности, существенно увеличить понимание деятельности этой организации в парламентах и в гражданских обществах в России и во всех других странах, где распространён русский язык, равно как и создать дополнительные условия для более активного участия в деятельности МПС парламентариев из России и стран СНГ.
Обольщаться, разумеется, не следует, это только начало процесса проработки вопроса, и не изучен главный аспект — финансовый. Но лёд тронулся.
Второе решение, также принятое по российской инициативе — повысить статус Межпарламентской ассамблеи СНГ при МПС с наблюдателя до ассоциированного члена. Тем самым МПА СНГ уравнивается здесь в правах с такими организациями, как, например, Европарламент и ПАСЕ, и получает возможность не только присутствовать на заседаниях МПС, но и выступать с собственными инициативами, вносить поправки к готовящимся резолюциям и выступать на пленарных заседаниях. Словом, всё, кроме собственно голосования. Это и новые условия работы, и подтверждение высокого статуса на международном уровне. А в работе уже этой, замбийской сессии МПС теперь впервые сможет принять участие Генеральный секретарь МПА СНГ.
Пошёл второй день работы в политбюро.