Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило доклад «Башкортостан на пороге электорального цикла: политическая конфигурация, экономическая ситуация и сценарный прогноз». В сентябре 2016 г. в Республике Башкортостан одновременно будут проходить выборы разных уровней: федерального — в Государственную Думу Законодательного Собрания РФ и регионального — в Советы сельских поселений, муниципальных районов, городских поселений и городских округов.
Выборы в Госдуму Российской Федерации будут проходить по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по одномандатным округам (6 из них в Башкирии), столько же — по партийным спискам по единому федеральному округу. Смешанная система выборов не гарантирует ни одной партии такого же количества депутатов даже при повторении результатов 2011 года, поэтому именно одномандатные кампании становятся ключевым фактором для сохранения партиями своего прежнего влияния в Госдуме.
Особенностью кампании является новая («лепестковая») нарезка одномандатных округов. Башкортостан разделили на 6 одномандатных округов смешанного типа (сельские и городские). По мнению оппозиции, это дает дополнительные преимущества партии власти, поскольку протестный потенциал городов оказался «размыт» более конформным селом. Не все эксперты разделяют такое мнение. Некоторые полагают, что новая система округов приведет к возникновению районных центров влияния.
Совмещение региональной и федеральной кампаний ставит перед избирательными штабами партий серьезные задачи, поскольку региональная и федеральная повестки значительно отличаются друг от друга. Если основу федеральной кампании будут составлять прежде всего общероссийские проблемы, то на региональных выборах внимание необходимо сосредоточить на актуальных для регионального политического пространства вопросах (качество работы ЖКХ, экологии, религиозного радикализма, трудовой миграции, благоустройства, региональной экономики, социокультурная и молодежная политика). В итоге при планировании избирательной кампании партиям необходимо совместить разноуровневые платформы своих кандидатов, что, несомненно потребует более качественной проработки региональной и федеральной повестки.
Выборы способствуют активизации различных (в том числе и маргинальных) политических сил, стремящихся использовать избирательную кампанию для укрепления своих политических и экономических позиций на региональном и федеральном уровне. Для федеральной исполнительной власти выборы являются средством формирования лояльного ей законодательного органа власти.
Все эти факторы обуславливают важность электоральных процессов в Башкирии как для федерального центра, так и для региона. Значимость региона обусловлена уровнем его экономического развития (Башкортостан — один из центров химической промышленности, нефтепереработки и машиностроения, а также крупный аграрный регион), политическим влиянием (от республики в Государственную Думу избирается 16 депутатов), многонациональным и многоконфессиональным составом населения.
Республиканские власти рассматривают думскую кампанию как возможность делегировать в Госдуму представителей, способных наиболее успешно лоббировать интересы региона. Дополнительной целью является сохранение межэлитного консенсуса в регионе, обеспечивая тем самым благоприятные условия для динамичного развития Башкирии. Региональные выборы призваны обеспечить консолидацию групп влияния и противодействовать возникновению фрондирующих с республиканским правительством районных и городских советов. В этой связи «Единая Россия» как партия власти выступает основным инструментом, позволяющим обеспечить контроль власти над законодательными органами различных уровней.
Сложившееся после 1993 г. в политической системе России доминирование исполнительной власти над законодательной выражается в том, что ответственность за развитие региона несет его глава, тогда как депутатский корпус имеет для электората второстепенное значение. Достижения Р. Хамитова ассоциируются с успешной деятельностью регионального отделения «Единой России». В то же время отдельные неудачи также могут переноситься гражданами с республиканской власти на партию. Очевидной является установившаяся взаимозависимость партии и власти.
С одной стороны, выборы Главы Башкортостана в 2014 г., передача блокирующего пакета акций (25%+1 акция) акций АНК «Башнефть», успешное проведение саммитов ШОС и БРИКС свидетельствуют о том, что Р. Хамитов работает вполне эффективно и пользуется доверием руководства страны. С другой стороны, Кремль заинтересован в региональном консенсусе, социально-экономической стабильности региона (не говоря уже о позитивной динамике экономики), реализации федеральных проектов. В этой связи особое значение приобретает глава субъекта, способный не только сформировать и поддерживать компромисс внутри элит, но и использовать их потенциал и возможности для развития региона.
Несмотря на использование различных методов, ведущие федеральные центры политического анализа отмечают как постепенное укрепление позиций Р. Хамитова внутри региона, так и рост его влияния в Москве. К факторам, укрепляющим позиции Р. Хамитова, относятся прежде всего высокий уровень подготовки Башкортостана к саммитам ШОС и БРИКС, внешнеэкономические инициативы главы республики, в частности, продвижение формата межрегионального сотрудничества R2R, а также относительные успехи в реализации программы экономического и инвестиционного развития РБ.
Укрепление позиций Р. Хамитова, которому партия «Единая Россия» оказала поддержку во время досрочных выборов в 2014 году, способствует росту популярности самой партии. Глава Башкортостана Р. Хамитов и его кабинет заинтересованы в укреплении своих позиций и видят в лояльных депутатах Госдумы поддержку в проведении намеченного экономического курса. Несмотря на то, что Кремль позитивно оценивает деятельность Р. Хамитова, получение дополнительного лобби в виде подконтрольного (или лояльного) депутатского представительства в Госдуме позволит главе республики чувствовать себя более комфортно — особенно в условиях того, что возможности оппозиционных сил в Москве ограничены.
Наконец, в случае неудачных мер в экономической сфере, продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в республике и других негативных явлений лояльный депутатский корпус может стать своего рода «спусковым клапаном», который позволит перенести часть негативных настроений населения на законодательную власть. Впрочем, этот вариант маловероятен.
Не меньшее значение для правительства республики имеет региональная избирательная кампания, по итогам которой будет формироваться депутатский корпус Советов муниципальных районов, городских поселений и городских округов.
Кризисные явления в российской экономике напрямую сказываются на Башкортостане. В этой связи ориентация руководства РБ на поиск инвесторов, создание благоприятной среды для предпринимательской деятельности в республике направлена не столько на текущее укрепление экономики Башкортостана, сколько на поиск источников и путей инновационного развития региона.
Авторы доклада: Дмитрий Михайличенко, Евгений Соболев, Константин Кузьминых.