4 июля, суббота

Алексей Чадаев выступил на «Форуме стратегов» в Петербурге

20 октября 2015 / 18:29

Краткий конспект выступления Алексея Чадаева на площадке ВЭБа на «Форуме стратегов» в Питере «Бизнес и стратегии развития территорий или Почему много маленьких проектов иногда лучше, чем один большой».

1. Почему я могу об этом говорить

  • В 2004–2008 гг. в составе Комиссии по региональному развитию ОПРФ (под руководством В. Л. Глазычева) провел анализ более 40 региональных и муниципальных стратегий, 2 из них написал сам
  • В 2011–2013 гг. преподавал в РАНХиГС на кафедре Управления территориальным развитием. Спецкурсы: «Политэкономия города», «Управление развитием территорий»
  • В 2013–2014 гг. возглавлял ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству», основная деятельность — вовлечение молодежи в бизнес
  • С 2013 г. по настоящее время руковожу Аналитическим центром «Московский Регион», основная деятельность — консалтинг региональных администраций по вопросам развития предпринимательства на территориях
  • Начиная с 2014 г. провел несколько региональных программ акселерации для бизнеса — проект «Корпоративное предпринимательство»

2. Проблемы существующих стратегий

  • «Табличный» стиль стратегирования: целевые показатели и пути их достижения. Отсутствует карта как инструмент.
  • Приоритетная установка на привлечение внешних ресурсов (из федерального бюджета или от крупных компаний-«стратегов»). Неумение и нежелание оценивать и мобилизовывать внутренние ресурсы территорий; в результате — «хотелки» вместо стратегий.
  • Игнорирование кадрового аспекта: стратегии не отвечают на вопрос «Кто?»
  • Отсутствуют интерфейсы для привлечения партнеров — установка «один в поле воин».
  • Если вкратце, суть в том, что региональные стратегии по жанру — это никакие не стратегии. Это документы из трех смысловых разделов:
  • Как плохо мы живем сейчас
  • Как хорошо могли бы жить в будущем
  • Уважаемый федеральный центр, дайте денег. На это, это и вот это.

3. Риски гигантомании

  • Власть предпочитает работать с большими, сомасштабными себе контрагентами. Отчетный момент — «крупные», «прорывные», «вытягивающие» и т. д. проекты.
  • Для малого и особенно среднего бизнеса на территориях эти проекты — чаще угроза, чем возможность. Как пример — сетевой ритейл, который уничтожает сначала местную торговлю, а через шаг — и местные производства, лишающиеся рынка сбыта
  • При этом крупные проекты никак не влияют на макропоказатели — даже создание нескольких тысяч высокооплачиваемых рабочих мест капля в море для миллионного региона

4. Разрыв коммуникации

  • Пиар большинства крупных проектов в территориях — провальный. Показатели вроде роста налоговых поступлений в бюджет или даже рабочих мест — абстракция для наиболее деятельной части населения (кейс — ТОРы и космодром на ДВ).
  • Роль населения сводится к роли пассивного потребителя будущих благ от реализации проектов. Отсутствует институциональная возможность активного и взаимовыгодного соучастия. Как результат — негатив в медиа и от лидеров мнений.
  • Акцент на «социалку» и «качество жизни» — также стимулирует сугубо потребительское, пассивное отношение местных сообществ к спускаемым сверху задачам развития.

5. Малый бизнес: нелюбимое дитя

  • Никто и нигде не пытается всерьез делать ставку на малый бизнес как ресурс развития экономики региона. Доминирующий подход — МСП как форма массовой самозанятости, т. е. «социалка». Отсюда — популярность химер вроде «социального предпринимательства».
  • Нет понимания, как выводить МСП за пределы узких локальных рынков (в основном — потребительских), на которых они сейчас работают. Систематическая работа по встраиванию субъектов МСП в межрегиональные, общестрановые и глобальные цепочки не ведется.
  • Существующие программы поддержки МСП — в скрытом виде та же бюджетная «социалка» (лизинг, субсидирование процентных ставок, субсидии, гарантийные фонды и т. п.)

6. Что предлагаем мы

Основные принципы:

  • Развитие предпринимательства — ключ к развитию территорий. Предприниматель как агент развития
  • Главная проблема в поддержке МСП — не ресурсы или инфраструктура, а кадры. Основной сдерживающий фактор — дефицит предпринимательских компетенций
  • В сфере МСП может и должно работать централизованное планирование и управление портфелями проектов
  • Картирование территорий — ключ к пониманию проблем развития МСП, ориентированных на потребительские рынки
  • МСП могут и должны работать и зарабатывать не только на локальных, но и на общестрановом и даже глобальном рынке. Роль власти — создать интерфейс доступа к ним
  • Взаимодействие с местными сообществами (не только предпринимательским, но и НКО) уже на этапе разработки стратегий — ключевой фактор успеха их реализации

7. Как это работает

  • В стратегии регионального развития определяется приоритетный набор отраслей экономической специализации субъекта
  • Совместно с локальным бизнес-сообществом организуется проектный конвейер, дающий на выходе портфель проектов по каждому из направлений
  • Проводится картирование территории на предмет выявления ключевых дефицитов, считаются объемы локальных рынков и средняя рентабельность по направлениям (совместно с муниципалитетами и представителями НКО)
  • Портфельные проекты потоково анализируются на предмет возможностей получения всех форм господдержки, проводится подготовка документов на ее получение
  • Привлекается пул инвестиционных и инфраструктурных партнеров (банки, инвестфонды, институты развития), каждый из которых отбирает из портфеля проекты под свои требования
  • Организуется централизованное обучение предпринимателей работе с портфельными проектами
  • Отдельно идет работа с пулом проектов, рассчитанных на внешние (за пределами субъекта) рынки сбыта по сопровождению их выхода на эти рынки

8. Томский кейс: основные цифры

  • 110 компаний-участников программы
  • 217 человек в обучающем контуре
  • 76 проектов в единой онлайн-базе по 5 направлениям Стратегии развития региона (от 10 до 20 проектов по каждому из направлений)
  • 11 лучших на инвестиционно-проектной сессии (с участием банков и инвестфондов)
  • 5 месяцев и 3 этапа работы программы
  • 5 компаний, вышедших на новые рынки за пределы региона благодаря программе

9. Резюме

  • Успех реализации региональных стратегий — в привлечении партнеров
  • Партнеры могут и должны быть не только внешними, но и внутренними
  • 2 ключевых внутренних партнера — локальный бизнес и локальное гражданское общество
  • Крупные контрагенты — стратегические инвесторы, федеральные структуры, госкомпании, банки, фонды, институты развития — могут работать не с единичными крупными проектами, а с набором небольших при условии их стандартизации и упаковки в единый пул
  • На повестке дня — формирование универсальных проектных стандартов для проектов развития территориального и местного уровня

Источник


тэги
читайте также