Политолог Александр Пожалов рассуждает об итогах сбора подписей Марией Бароновой: «Раз все идет к тому, что в субботу Баронова получит корочку кандидата в депутаты и вступит в очную конкуренцию с Андреем Зубовым, то можно подвести первые неочевидные итоги кампании для команды Ходорковского».
«Для оппозиционных активистов в регионах проект „Открытые выборы“ сейчас выглядит как более безопасный и перспективный, чем политпроекты Навального или ПАРНАС.
Заметно, что кандидаты „Открытых выборов“ в регионах в большинстве своем ведут кампании без грубого давления, в том числе со стороны местных силовиков. Какового можно было бы ожидать из-за фамилии „Ходорковский“. Первый успех проекта Ходорковского», — считает он.
«Одномандатники „Открытых выборов“, судя по тому, как идут их кампании и по раскладам в округах, выходят на более высокий средний процент на выборах 18 сентября, чем кадровые ПАРНАСовцы не из „Открытых выборов“ и уж тем более чем сам партсписок с Касьяновым.
Он даст команде „Открытых выборов“, на которой держится часть сильных отделений ПАРНАС, право претендовать на лидерство в партии (партия сохраняет „думскую квалификацию“, как минимум, до 2018 года). Вероятный второй успех проекта Ходорковского», — полагает Пожалов.
«Проект „Открытых выборов“ готов стать главным независимым игроком на муниципальных выборах в Москве в 2017 году. А ресурс Ходорковского, уже сейчас визуально различимый в объемах АПМ его кандидатов, — магнитом для независимых активистов. Тем более что крупных выборов депутатов в регионах в 2017 году почти не будет. Тогда как система многомандатных округов в Москве открывает независимым кандидатам дорогу в муниципальные собрания даже при низкой явке (пусть и с 4–5-го места. Возможный третий успех проекта Ходорковского — ведь от выборов 2017 года будет зависеть проходимость „муниципального фильтра“ на выборах мэра Москвы-2018», — уверен эксперт.
«Налицо тренд на либерализацию политической жизни в Москве и повышение профессионализма ее участников. В 2014 году в городе оказалось практически невозможно собрать 5 тысяч подписей, но и собравшие их не прошли проверку избиркома. В 2016 году даже в ЦАО вполне реально собрать 15 тысяч подписей. Глядишь, в 2018 году беспартийный самовыдвиженец в мэры соберет и все 75 тысяч подписей — и даже партия не понадобится. А теперь отмотаем календарь на полгода-год назад и вспомним, как в либеральной тусовке полоскали Ходорковского за его проигрышную политическую стратегию — или отсутствие таковой вовсе», — резюмирует Пожалов.