Замглавы администрации президента Вячеслав Володин принял участие в семинаре-совещании руководства Общероссийского народного фронта с представителями региональных штабов движения. В ходе встречи Вячеслав Володин в том числе отметил, что на парламентских выборах 2016 года какие-либо квоты для активистов ОНФ в партийных структурах не предусмотрены. По словам замглавы АП, «здесь все зависит от того, насколько человек уважаем, востребован той или иной партией».
Известные политические эксперты обсудили итоги дискуссии Володина и представителей региональных штабов ОНФ.
Политолог, глава исследовательского центра «Московский регион» Алексей Чадаев полагает, что «ОНФ — это общественная организация, которая занимается именно общественной, гражданской деятельностью. Cейчас вся та повестка, которую тянул на себе все эти годы ОНФ, попала в политическое поле, и все политические партии и движения на нее претендуют. Как быть людям из ОНФ? Вступить ли в альянс с теми или иными партиями или отдельными кандидатами на выборах, или идти самим в представительные органы? Как удержать за собой направления деятельности, по которым у них идет работа столько лет? Это такой нерв момента».
Чадаев считает, что из выступления Володина следовало, что «задача политизировать деятельность Фронта не стоит. Задача в том, чтобы несмотря ни на что, сохранить ОНФ как гражданскую структуру. То есть, если кто-то — отдельные активисты, лидеры — чувствует за собой достаточный потенциал, чтобы выходить на выборы от одной из партий, которые сотрудничают с ОНФ — то пожалуйста».
«Но ОНФ в целом, как структура, — поясняет Чадаев, — политизироваться не будет. Она остается именно как надпартийная структура, и ее основная задача остается прежней — это контроль за реализацией предвыборных обещаний президента и борьба с коррупцией, расточительством чиновников».
«Тема работы ОНФ в регионах, конечно, также затрагивалась. Володин даже отдельно говорил про ситуацию в Перми. В своих выступлениях участники семинара касались ситуации по Иркутской области. В качестве примера называлось игнорирование действующим губернатором сигнала от ОНФ, что во многом привело к его поражению на выборах», — отметил Чадаев.
«Затрагивалась тема Подмосковья. Обсуждались разные, «неровные» от региона к региону отношения между ОНФ и региональной властью. Даже был вопрос от одного из местных руководителей ОНФ: «скажите прямо, что для нас важнее — чтобы вопрос решался, кабинетно, кулуарно, или чтобы он был публичным?», — сказал политолог Алексей Чадаев. «Ответ был такой — «главное, чтобы вопрос решался. То есть главная задача ОНФ не в том, чтобы вынести ту или иную ситуацию в публичную сферу, когда чиновники ведут себя как-то не так, а исправить ситуацию до тех пор, пока она не стала уже проблемой власти».
Как отметил Чадаев, «проблемы в регионах Володин охарактеризовал своей фирменной формулировкой „ничего личного“. Власть делает свою работу, гражданские активисты — свою».
«И не надо думать, что, если кому-то там на местах деятельность активистов ОНФ не нравится, от этого они перестают быть структурой, в первую очередь, пропрезидентской, находящейся в общественной коалиции в поддержку действующего президента», — добавил Чадаев1.
Своими мыслями о прошедшем мероприятии также поделился Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
«Прежде всего, роль ОНФ велика, поскольку это серьезная общественная организация, в которой лидером является президент России, которая имеет абсолютную и единую связь со своим лидером, и, работая на местах, в регионах, имеет все возможности доводить те или иные проблемы напрямую до государства, минуя все любые промежуточные этапы.
В этом смысле ОНФ выполняет, прежде всего, мониторинговую функцию по реализации исполнения указов, что, собственно, и легло в основу предвыборной программы Путина. Конечно, эту функцию сложно переоценить. Несмотря на то, что не везде в регионах с радостью воспринимают деятельность ОНФ, существуют определенные противоречия, иногда недопонимание с региональными властями — все равно значение общественного инструмента высоко оценивается для государства и государственных органов власти, федеральных органов.
Выступление Вячеслава Володина не носило характер доклада, это был интерактивный разговор. Поднимались вопросы относительно того, что ОНФ действительно так или иначе взаимодействует со многими политическими силами в своем функционале, сейчас наступают выборы — как ему быть? Было дано конкретное разъяснение. Имеет ли силу общественная российская организация с конкретным функционалом, со своей повесткой?
Поддержка со стороны всей страны программных положений означает, что повестка актуальна для всей страны, это повестка для всех политических сил. И никто не против, если кто-то из активистов ОНФ дорастет до того момента, когда увидит себя в роли депутата от той или иной партии, или одномандатником, например. Но это не значит, что ОНФ должен, как организация, оказывать фактическую поддержку активисту. Другой вопрос, что партия, увидев, что он добился определенных успехов в своей мониторинговой деятельности, привлекает в свои ряды кого-то из активистов и таким образом усиливает партию.
Но это не значит, что фронт поддерживает партию.
У меня в мыслях сложилась следующая формула — все-таки не партии руководят обществом, а общество выбирает для себя партии на выборах. В этом смысле фронт, как успешная организация, находится на ступеньку выше всех партий, даже самых успешных и больших. Логика простая — действительно, не у всех есть глубокое понимание того, что они делают.
А смысл же не в том, чтобы дублировать очередную всероссийскую бюрократию. ОНФ отличается от многих тем, что это не формальная структура, это действенный инструмент мониторинга, обладающий прямой связью с высшим руководством страны. Именно поэтому ОНФ не собирался никогда становиться и, скорее всего, не будет никакой политической партией, потому что он по сути находится над ними. Находится не потому, что кто-то так придумал или назначил, а просто по факту своего создания, по факту существования и по факту своей функции.
Условно говоря, как президент Путин — он для всех президент, по крайней мере для 90% российских граждан, которые его поддерживают (то, что нам показывают рейтинги- прямо поддерживают). Также и Общероссийский народный фронт — он для всего российского общества, для всех российских граждан, а не для сторонников одной партии, другой, третьей, даже если это партия самая большая и самая главная. Именно поэтому Общероссийский народный фронт взаимодействует со всеми политическими силами страны, и довольно успешно.
А там, где есть проблемы, — имеются в виду региональные и местные власти, которые не желают вести диалог с гражданским обществом, а пытаются запрещать, подминать под себя или всякими ухищрениями митрополировать в региональные отделения каких-то свои людей, чтобы таким образом управлять, — там определенные люди могут в скором времени закончить свою карьеру государственных служащих.
Очень важно: ОНФ — это инструмент помощи региональной власти, а не способ навредить или каким-то образом уязвить или дискредитировать ее. Если чиновники не понимают, что это помощь и что они должны пользоваться ей и обращать внимания на те или иные недоработки, проблемы, а где-то и нарушения, то, соответственно, это говорит об их некомпетентности»2.