24 ноября, воскресенье

Жаркое лето «прохладной войны»

07 января 2013 / 21:07

Во вторник, 2 июля, состоится встреча российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и его американского коллеги Джона Керри. Среди прочих тем они должны обсудить вопросы запланированной на сентябрь встречи в России президентов Владимира Путина и Барака Обамы. Напомним, что лидеры государство уже встречались в июне в рамках саммита G8, также они должны встретиться на конференции «Женева-2», где обсудят ситуацию в Сирии. Сентябрьская встреча может стать третьей в череде контактов на столь высоком уровне. Прежде такого личного внимания нынешние президенты России и США друг другу не оказывали. О целях, ожиданиях и подоплеке предстоящей встречи Центру политического анализа рассказал заместитель директора Института США и Канады, доктор исторических наук Валерий Николаевич Гарбузов

Как на ваш взгляд, складываются отношения президентов России и США?

В.Гарбузов: Если назвать их натянутыми, то, наверное, это раскроет их суть. На то есть целый комплекс причин и главная, мне кажется, состоит в той жесткой линии, которой придерживается наш Президент по отношению к США.

Что может попасть в повестку предстоящих переговоров?

В.Гарбузов: Возможные темы достаточно очевидны. На первый план выходит вопрос Сирии. Потом вопросы, связанные со Сноуденом, потому что уж очень этот вопрос обострил и без того не очень теплые отношения между нашими странами. Застарелый вопрос по ПРО – ждать, что он будет решен, не стоит. Это скорей разговор о перспективе.

Конечно, возникнет вопрос об Афганистане. Уход американских войск осложняет ситуацию в этой стране. Вариант передачи власти даже обученным американцами афганцам ничего хорошего не сулит. Очевидна проблема активизации талибов, и что делать в этой ситуации - не совсем понятно. России с одной стороны не хочется вмешиваться, с другой – уход американцев оттуда заставляет Россию активизировать свою внешнюю политику в этом направлении.

То есть Россия по вопросу Афганистана будет выступать на переговорах в качестве просителя?

В.Гарбузов: Ну, мы, конечно, не просители, но все давно прекрасно осознают, что американцы в Афганистане решают в том числе и наши проблемы. В принципе нам выгодно их пребывание там. Конечно, уход американцев из Афганистана ставит перед Россией вопрос, что делать в этой ситуации.
И нам нужно понять, что мы без американцев в этом вопросе не обойдемся, потому что если Афганистан от США далек, то для нас это - приграничная страна. Для нас это проблемы наркоторговли, контрабанды и так далее. Это ползучий терроризм, который для нас не менее опасен, чем для США.

Россия может попросить США задержать вывод войск?

В.Гарбузов: Я не думаю, что США будут подольше выводить войска, потому что и самим американцам уже это надоело: вышли все сроки пребывания их войск там. Нужно искать иной вариант, нужно вести переговоры, что делать там дальше? Можно ли оттуда уходить, вообще не оставаясь? Либо ввести туда международный контингент, силы ООН? Американцы там уже не в состоянии по целому ряду причин находиться.

Думаю, что США будут ставить вопрос о том, что Афганистан - не только сфера американской ответственности, но и сфера ответственности, прежде всего, соседей Афганистана, да и вообще – всего международного сообщества.

В последнее время участились контакты президентов РФ и США. Это июньская встреча на саммите G8, а также две предстоящие: в рамках переговоров по Сирии «Женева-2», правда не известно, когда точно они пройдут, а также сентябрьская встреча, которую будут обсуждать Лавров с Керри. С чем связано, что менее чем за полгода главы государств встречаются аж трижды? Ведь прежде такого не было.

В.Гарбузов: Все эти встречи проходят «в рамках…». Это не официальные визиты, а встречи на тех или иных площадках. Учащенность международных встреч приводит и к учащению встреч на высшем уровне. Другое дело, что эти встречи хорошо было бы использовать по максимуму: как с российской, так и американской стороны.

Но мы видим, что часто от этих встреч ждут прорыва, но ничего не выходит.

То есть и от сентябрьской встречи, к которой начали готовиться загодя, тоже ждать ничего не стоит?

В.Гарбузов: Никогда не стоит ждать каких-то резких решений от такого рода встреч. Такой вывод можно сделать исходя из практики сложившихся российско-американский отношений и общей тенденции, которая проявляется много лет подряд. Эта тенденция связана с тем, что российское руководство рассматривает США почти всегда с некой опаской. Надо принять во внимание, что, по крайней мере пока, США и Россия никак не найдут каких-то объединяющих моментов, благодаря которым можно будет сказать, что мы - стратегические партнеры. В лучшем случае, партнеры по решению отдельных проблем на время.

Холодная война окончена, но ее дух жив. Свидетельство этому - проявления нового антиамериканизма, причем стойкого, поддерживаемого СМИ, антиамериканизма. То же самое и в США: там есть антироссийские настроения, есть свое антироссийское лобби, ведь закон Магнитского (запрещает определенному кругу россиян, которых подозревают в нарушении прав человека, держать в США счета – ред.) просто так не принимается. Это новая формула отношений, очень напоминающая старую, но в новой рамке.

Если в ельцинский период была эйфория российско-американских отношений, то сейчас об этом стоит забыть. Кто-то называет это прохладной войной или вторым изданием холодной войны. Как бы там ни было, союзниками мы так и не стали.

А вообще с точки зрения геополитической логики, для России и США вот такой напряженный формат отношений естественен или это некая аномалия?

В.Гарбузов: Дело в том, что США - это страна с глобальными геополитическими интересами. По большому счету, интерес США – это весь земной шар. Где-то экономический, где-то политический. И многие страны воспринимают это как данность, у которой есть свое объяснение. У СССР внешняя политика была примерно такой же. Он тоже пытался закрепиться если не везде, то, по крайней мере, на большей части планеты. Но усилия СССР известно, чем закончились. Так вот эта ностальгия, сохранение ядерного потенциала, такое наследие холодной войны не дает покоя нынешнему российскому руководству, но, я думаю, что еще и последующему.

Но надо понимать, что Россия - не Советский Союз. Ее территория - сужена, ее интересы - сужены. Конечно, хочется иметь свои сферы влияния, как и США, и даже логично напрашивается, что эти интересы – бывшее пространство СССР. Но хочет ли это «бывшее пространство» возрождения? Как мы видим, пока не все соглашаются. Именно отсюда растут различные противоречия в нашей внешней политике.

США не видят Россию в списке стран, которые имеют право создавать свои сферы влияния - это воспринимается в США как стремление к возрождению СССР и его внешней политики.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика