Одной из тем завершающейся политической недели стала опубликованная оппозиционным кандидатом на пост мэра Москвы Алексеем Навальным предвыборная программа. Эксперты дают разные оценки этому стратегическому документу: программа неплоха, но Навальному, как «заложнику имиджа», вряд ли удастся донести ее до широкой аудитории. Кроме того, пока оппозиционера подводит и его собственный штаб
Напомним, что опередил Навального с опубликованием предвыборной программы лишь лидер «Яблока» Сергей Митрохин, у которого, по его же признанию, она готова давно и более того, неоднократно представлялась на суд общественности. Навальный оказался первым, кто обнародовал полностью оригинальный документ. Кроме того стало известно, что к написанию программы руку приложил ученый-эмигрант, экс-ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Собственно то, что программу кандидата писал не он сам, выдает уже вступление «Почему Алексей Навальный может это сделать, а другие - нет?», в котором о Навальном написано в третьем лице.
Далее следуют подпункты «Наши основные цели» и «Основные пути решения проблем», где тезисно изложена суть программы. Вкратце она сводится к достижению максимальной открытости и подотчетности власти во всех сферах.
Основная часть программы – это попунктное изложение основных планов работы Навального.
Первая глава - политическая, она во многом дублирует требования минувших оппозиционных митингов: отсутствие цензуры в СМИ, проведение митингов в уведомительном порядке, ограничение на количество избраний на одну должность.
Второй пункт посвящен борьбе с коррупцией, что вполне логично, учитывая специфику деятельности Навального. Следом поочередно описывается планы в основных сферах жизни города: образование, здравоохранение, полиция, ЖКХ, система управления, борьба с незаконной миграцией и т.д.
Визуально программа выглядит привлекательно. Она снабжена графиками и схемами, а на первой странице красуется постер с самим Навальным на фоне букв «Москва», поставленных на въезде в город.
Тем не менее, опрошенные Центром политического анализа эксперты и политики, отмечая те или иные успехи Навального в предвыборной гонке, в целом пока скептически относятся к его деятельности в рамках кампании.
Например, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев хоть и считает программу Навального «добротным документом», а его самого конкурентоспособным на фоне других кандидатов от оппозиции, убежден, что интерес к его планам ограничится экспертной средой, а программа в народ так и не уйдет.
«В программе мало самого Навального», - объясняет Калачев.
Что касается работы штаба Навального, то он, по мнению эксперта, не имеет долгосрочных стратегических планов кампании, что приводит к оплошностям. В качестве примера, эксперт приводит реакцию главы штаба Леонида Волкова и самого Навального на неожиданный призыв врио мэра Москвы, кандидата от власти Сергея Собянина к муниципальным депутатам столицы поставить свои подписи за выдвижение Навального, чтобы он смог участвовать в выборах.
«У Навального вышла реакция самая глупая из всех возможных. Вместо юмора, иронии, хотя бы благодарности, которая в этой ситуации могла бы восприниматься как ирония, мы увидели обиду и негодование»
Кроме того, как считает политолог, штабу пока не удается качественно выстроить работу по наиболее выгодным для Навального направлениям. Провальной выглядит и тактика навязывания повестки другим кандидатам.
Профессор НИУ-ВШЭ, политолог и политтехнолог Олег Матвейчев согласен с тем, что штабу Навального привлечь к себе внимание сверх привычной аудитории не удается.
«Он слишком большой заложник сложившегося имиджа, - говорит эксперт. - В принципе в Москве все знают, кто такой Навальный и все по отношению к нему определились. То есть если ставить задачу победы, то нужен ребрендинг этого кандидата, но на ребрендинг Навальный сейчас не способен ни в каком смысле. Ну и на победу, естественно, тоже. Его задача поднять максимум шума».
Объем электората, на который Навальный имеет влияние, Матвейчев оценивает в 10% избирателей.
В свою очередь, председатель партии «Демократический выбор» Владимир Милов категорически не согласен, что аудитория Навального ограничена лишь интернетом.
«Это неправильное изложение ситуации, что у него нет доступа к СМИ. У него не просто есть доступ к СМИ, а доступ к огромной аудитории«Эхо Москвы» и телеканал «Дождь». Посмотрите по Gallupmedia, аудитория этих СМИ миллионная. И эти СМИ ежедневно занимаются промывкой мозгов по поводу Навального. А то, что он до сих пор не воспользовался этим, чтобы создать себе популярность, это еще повод подумать, в чем причина, почему самолет не долетает».
Говоря о программе Навального, лидер «Демвыбора» заявил, что она состоит из «односложных популистских лозунгов». «Ровно из-за этого у него проблема с рейтингом: известность растет, а рейтинг нет. Мэрский рейтинг у него очень маленький», - объясняет политик.
Вряд ли принесет успех Навальному и его главная тема – борьба с коррупцией. По мнению Милова, многие люди считают, что политический деятель, который сосредотачивает все свое внимание на борьбе с воровством, ассоциируется у избирателей с человеком, который сам рассчитывает «сесть на эту кормушку».
Напомним, выборы мэра Москвы состоятся 8 сентября 2013 года. Помимо Навального в них участвует действующий градоначальник Сергей Собянин, зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников, председатель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев, лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Кроме них о намерении баллотироваться заявили еще около 20 человек.