26 апреля, пятница

Программа Навального – вполне добротный материал, который, разве что недостаточно персонифицирован

07 июня 2013 / 02:15
Руководитель Политической экспертной группы

В программе мало самого Навального, даже вступление от третьего лица.

Как вы оцениваете программу Навального?
К.Калачев: Программа Навального – вполне добротный материал, который, разве что недостаточно персонифицирован. В программе мало самого Навального, даже вступление от третьего лица. Но если сравнивать его с другими аналогичными документами, даже если брать в пример не только Москву, то вполне прилично.

Но этот документ еще предстоит перенести в тезисы понятные москвичам. Целиком программы никто не читает, их нужно переводить в набор тезисов, слоганов.

Понятно, что Гуриев, который помогал Навальному готовить программу, умный человек. Но у него вышел документ для экспертов, а нужна программа для обывателей. Пока эта программа, я думаю, москвичам непонятна.

Но уже хорошо, что он задал тон, стал вторым после Митрохина кандидатом, который опубликовал программу. Но если программу Митрохина вообще трудно таковой назвать, то что предъявил Навальный куда больше похоже на программный документ.

Насколько эффективно, на Ваш взгляд, действует его штаб?

К.Калачев: Насколько я понимаю, далеко не все довольны деятельностью Леонида Волкова (глава штаба Навального – прим. ред.). Он екатеринбуржец, для него Москва - чужой город. Но дело даже не в этом, а в том, что у него нет полноценной стратегии действий. Навальный уже заявил, что будет вести кампанию до сентября вне зависимости, снимут его или нет с выборов. Значит, у штаба должен быть, как минимум, план на это время, но, очевидно, его нет. Все делается на ходу.

Это понятно, например, по реакции на предложение Собянина помочь с подписями муниципальных депутатов. У Навального на это вышла реакция - самая глупая из всех возможных. Вместо юмора, иронии, или хотя бы благодарности, которая в этой ситуации могла бы восприниматься как ирония, мы увидели обиду и негодование.

Кроме того, штаб провалил контрпропаганду. Я не говорю о поиске компромата на Собянина, а, скорее, о подходе «ни одного голоса зря». Всем известно, что выборы – это период раздачи пряников, совершения добрых дел. Например, можно было бы организовать кампанию по завалу мэрии всевозможными просьбами. Или, например, объяснять людям, что выборы в два тура позволят людям на две недели продлить интенсивную работу мэрии по облагодетельствованию москвичей.

Провалена и кампания по разъяснению, почему не нужно голосовать за Собянина. Волков переходит на личности, что-то там говорит про жену Собянина, но это никем не воспринимается. Он давит на то, москвич или нет Собянин. Но для современной Москвы, где большинство родом из других мест – это не актуально. Я, как практикующий политтехнолог, как вице-мэр в прошлом могу сказать, что пока кампания Навального ожиданий не оправдывает. Нет доминанты, нет стратегии.

Удается ли Навальному расширить свою аудиторию, оторваться от привычной публики, как-то доноситься свои идеи до, скажем, москвичей старшего поколения, которые интернет используют менее интенсивно, но зато исправно голосуют?

К.Калачев: Пока, похоже, нет. Очень часто кандидат с проблемой доступа к СМИ действует по принципу – вызываю огонь на себя. Это принцип айкидо – использовать массу, энергию, силу, инерцию соперника. Единственный успешный пример – это заявление Собянина, который сам упомянул Навального в своем выступлении.

Но втянуть оппонентов в содержательную дискуссию Навальному не удается. Он не смог сформировать повестку, которая стала бы цитируемой.

Есть такой политический прием - storytelling, то есть история, которая рассказывается, обрастает фактами. Если история нравится, и даже если это не правда, в нее начинают верить. Это сарафанное радио, то есть лишь бы было что обсуждать. С его помощью Навальному нужно было бы стать предметом обсуждения, и так дойти до людей, которые интернетом не пользуются. Это могут быть, например, какие-то содержательные акции.

Если бы ему удалось создать актуальную повестку, то даже лояльные СМИ о нем бы сообщали хотя бы ради того, чтобы разбить его тезисы, а эти самые тезисы при этом продвигались бы.

А на сегодня получается так, что если спросить среднего москвича, за что выступает Навальный как кандидат в мэры, наверно, никто внятно ответить не сможет.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика