17 декабря Россия и Украина договорились о снижении цены на газ и о покупке Россией украинских евробондов на сумму 15 млрд долларов. Договоренности, достигнутые на переговорах Владимира Путина и Виктора Януковича, по-разному оцениваются экспертами. Некоторые даже считают, что Россия тем самым только отсрочила принятие окончательного решения о дальнейшей геополитической ориентации Украины.
17 декабря в Москве Президент России Владимир Путин и президент Украины Виктор Янукович обсудили вопросы сотрудничества в ходе шестого заседания Российско-украинской межгосударственной комиссии.
По итогам заседания Российско-украинской межгосударственной комиссии компании «Газпром» (Россия) и «Нафтогаз» (Украина) подписали дополнения к контракту от 19 января 2009 года. «Понимая определенные сложности на украинском рынке, что является следствием глобального экономического кризиса, «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали договор, по которому цена на газ составит $268,5 за 1 тыс. кубометров", - сообщил Путин после окончания переговоров с Виктором Януковичем. «Сейчас это более $400», - напомнил он.
Также президент России сообщил, что наша страна разместит в украинских ценных бумагах $15 млрд из Фонда национального благосостояния. Путин особенно подчеркнул, что «это не связано ни с какими условиями: повышением или понижением, или замораживанием социальных стандартов, пенсий, пособий или зарплат». Таким образом, через выкуп еврооблигаций Россия предоставляет Украине финансовую помощь, не кредитуя Киев напрямую.
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, в целом оценили достигнутые договоренности как логичные и выгодные для России.
С точки зрения заместителя руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерия Коровина, понижать цены на газ ля Украины и идти навстречу Януковичу нужно было ещё в тот момент, когда он только стал президентом. Как считает Коровин, сейчас подобной ценой мы покупаем время для того, чтобы повернуть культурные ориентиры Украины в сторону России.
«Нужно время для создания пророссийской политической сети, чтобы впоследствии переформатировать культурное пространство Украины на пророссийскую, проевразийскую ориентацию, способную сохранить целостность Украины, как государственного образования. Всё это мы получили всего за какие-то пятнадцать миллиардов долларов»
Писатель Дмитрий Лекух обращает внимание на то, что предоставленные Украине 15 миллиардов долларов не являются кредитом, и эти средства не влияют на инвестиции в российскую экономику.
«Для начала, нужно четко понимать, что евробонды - это не кредит. Это бумага жестко предъявительного характера, выписанная на два года. Через два года Украина будет просто обязана выплатить эти пятнадцать миллиардов по предъявлению бумаги. В противном случае будет дефолт и обрушение всего рынка еврооблигаций. Так что платить надо будет в любом случае, и также будет кому заставить Украину платить. Таким образом, сделка абсолютно нормальная и выгодная нам», - считает Лекух.
Украинский журналист Сергей Степанов, рассуждая об изменении политической ситуации на Украине после состоявшихся в Москве переговоров Путина и Януковича, говорит о том, что какой-либо прогноз на данный момент делать сейчас рано.
«Одно могу сказать: сейчас оппозиция будет делать упор на критику власти за эти соглашения. В принципе, это даже небольшой подарок для оппозиции, у которой революция затухает, и нужны новые поводы для мобилизации сторонников».
По мнению Степанова, но и критика России, на которую со вчерашнего дня делается упор на евромайдане, может сыграть против оппозиции. «Дело в том, что в определенный момент организаторы майдана пытались представить манифестацию как, прежде всего, борьбу против коррупции, произвола ментов и судебной системы, избиения людей беркутом. Теперь же, когда на сцене звучат призывы «остановить новую московскую орду», это может оттолкнуть потенциальных сторонников с юго-востока»,- предполагает Степанов.