Из-за отмены сентябрьского визита президента США Барака Обамы в Москву в графике российского главы государства Владимира Путина появилось свободное время. Как уже сообщалось, его он намерен потратить на встречу с членами Совета по правам человека (СПЧ). На пресс-конференции в «Интерфаксе» по этому поводу члены СПЧ рассказали, о чем хотят поговорить с президентом.
В основном правозащитников волнуют традиционные темы широкого спектра: поддержка правозащитного движения, судебная реформа и т.д. - никаких сюрпризов журналисты не услышали. Актуальная повестка, по-видимому, будет затронута лишь косвенно. Даже нашумевшее «дело экспертов» как таковое вряд ли будет обсуждаться с главой государства предметно.
Напомним, изначально встреча Президента с правозащитниками планировалась еще весной.
«Многие темы, которые мы тогда хотели затронуть потеряли свою актуальность. А некоторые – наоборот сохранили актуальность, - начал свое выступление на пресс-конференции глава СПЧ Михаил Федотов. - Мы будем говорить о развитии законодательства о НКО, о поддержке правозащитного движения в нашей стране, углублении судебно-правовой реформы и о реформировании пенитенциарной системы. Мы надеемся, что президенту будет интересно обсуждать с нами эти вопросы».
Лучшим результатом встречи Федотов считает набор президентских поручений по итогам.
Вместе с главой СПЧ содокладчиками перед главой государства выступит федеральный судья в отставке, автор многих действующих ныне законов, регулирующих судебную работу, Сергей Пашин и председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова. Четвертый участник пресс-конференции, член СПЧ Мара Полякова также пойдет на встречу с Президентом, однако выступать будет лишь в заключении в ходе свободной беседы.
Первой после Федотова слово взяла Тополева-Солдунова. Она намерена поговорить с Путиным о нашумевшем законе, который обязывает занимающиеся политикой НКО, которые получают финансирование из-за рубежа, регистрироваться в качестве «иностранных агентов».
«Наш совет подготовил поправки в этот закон. У нас есть целая система мер, чтобы закон не был столь разрушительным для некоммерческого сектора, коим он сегодня является… Ситуация настолько экстренная, что необходимо этим заниматься в срочном порядке. Я должна президента в этом убедить», - заявила правозащитница, впрочем, не уточнив в чем именно состоит разрушительность закона в нынешней редакции, ведь угрозу он представляет лишь для тех, кто новую норму выполнять отказывается.
«Сегодня каждую вторую НКО могут обвинить, что она нарушает закон и не регистрируется как иностранный агент», - дает понять последствия Тополева-Солдунова, потому что понятие «политическая деятельность» трактуется прокуратурой излишне широко.
В свою очередь, Пашин планирует затронуть в своем докладе перед Президентом тему корректировки уголовно-процессуального кодекса УПК. Позитивно он отнесся лишь к одной недавно вступившей в силу новой норме: возврате в УПК тезиса о независимости судей. Однако на этом позитив иссяк.
Например, перечисляет Пашин, т.н. апелляционные судебные инстанции, введенные с 1 января 2013 года, «захлебнулись» и вместо полноценного пересмотра дел выдают людям однотипные немотивированные «отписки».
«В июле лишились права на суд присяжных женщины и несовершеннолетние, обвиняемые в убийствах и некоторых других тяжких преступлениях, - продолжает Пашин. - Теперь эти дела разбирают районные суды. С точки зрения наших международных обязательств и с точки зрения Европейского суда по правам человека – это нонсенс и изрядная дискриминация».
В целом ситуация с судами присяжных в России, полагает Пашин, удручает. В прошлом году было всего 516 процессов с участием народных судей. Перед ними предстало лишь 975 человек. Для сравнения, в судах находится около миллиона дел.
Еще одна тема – облегчение условий содержания арестантов в ходе судебного процесса. «Люди, находящиеся в судах, находятся, по сути, в пыточных. Даже сухой паек они употребляют без всякого комфорта. На это дается 15 минут», - заявил он.
Упомянул он и о т.н. «деле экспертов». Речь идет о нескольких правозащитниках и экспертах, которые участвовали в инициированной СПЧ общественной экспертизе уголовного дела экс-владельцев НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Эти же эксперты в бытность президентом РФ Дмитрия Медведева убеждали его провести либерализацию уголовного законодательства, смягчить наказания по ряду экономических статей. В итоге нескольких из экспертов в последние несколько месяцев вызывали в Следственный комитет РФ на опрос в рамках дела Ходорковского и Лебедева и среди прочего спрашивали о цели проведения экспертизы и ее возможных заказчиках.
Как считает Пашин, людей подозревают в создании «иллюзии необходимости либерализации уголовного законодательства».
Тем не менее, как таковая тема «дела экспертов» на встрече с Путиным поднята вряд ли будет. Президент не будет вмешиваться в работу следствия, тем более никому из «фигурантов» «дела» никакие обвинения по факту не предъявлены.
«Я думаю, надо обрисовать ситуацию, прежде всего. И если говорить об этом, то, очевидно, об отсутствии сдерживающих механизмов. О том, что реформа карательной системы практически не проведена. Мероприятия по выведению Следственного комитета (из состава прокуратуры – ред.), по видимому, желаемого эффекта не дали. В русле этого мы будем поднимать соответствующие вопросы. Понятно, что президент не захочет отдавать какие-то приказы и вмешиваться в деятельность Следственного комитета», - так ответил Пашин на вопрос корреспондента Центра политического анализа.
В свою очередь, Мара Полякова, которая пока не знает, представится ли ей возможность пообщаться с главой государства или нет, заявила, что планирует поднять тему нескольких актуальных уголовных дел. В частности, уголовного дела Алексея Навального (какого из четырех она не уточнила, но, вероятно, речь о наиболее громком – хищении продукции компании «Кировлес») и уголовного дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года. К делу Навального в процессе конференции более никто не возвращался, а по поводу «болотного дела» Полякова уточнила, что речь может зайти о проведении общественной экспертизы уже после вынесения приговора фигурантам.
Лишь косвенно может быть затронута и тема «PussyRiot» (две участницы группы осуждены на два года лишения свободы заимпровизированный панк-концерт в Храме Христа Спасителя зимой 2012 года). Минувшим летом суд отказал в условно-досрочном освобождении (УДО) обеим осужденным участницам группы.
«Я не думаю, что есть какой-либо смысл во время этой встречи поднимать этот вопрос», - подчеркнула Мара Полякова. По ее словам, президент на этот счет уже высказывался неоднократно.
Впрочем, Федотов добавил, что тема все же может быть поднята, но лишь в контексте проблемы крайне редких решений судов об УДО. «Нужно что-то предпринять, чтобы эту тенденцию изменить. В тюрьмах много людей, которые стоят на краю могилы», - пояснил он.
Пока не планируют члены СПЧ обсуждать с президентом и резонансный указ главы государства от 19 августа, который вводит в Сочи на период проведения Олимпиады особого режима безопасности. Среди прочего, он предполагает запрет на проведение в зоне безопасности каких бы то ни было акций или митингов с 7 января по 21 марта 2014 года. Федотов заявил, что такого документа вовсе не видел.