Штурмовые отряды против креативного класса, Тяньаньмэнь для рассерженных горожан, шарашки для хипстеров. 29 февраля в Москве на глазах у полпреда УФО Игоря Холманских состоялось совместное заседание Тагильского и Изборского клубов.
Заседание клубов с начальством устроили в отеле «Националь», что на Охотном ряду. За окном конференц-зала отчетливо виднелись недоенные тучи, проплывающие над Кремлем. Эксперты живо обсуждали предложенную тему: «Оборонно-промышленный комплекс как локомотив развития российского общества». Со стороны государственных деятелей на заседании присутствовали полпред Президента РФ в Уральском Федеральном Округе Игорь Холманских, бывший заместитель полпреда УФО, ныне работающий в топ-менеджменте ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Колядин, помощник полпреда Андрей Перла, директор Рособоронзаказа Александр Потапов. Со стороны экспертно-политологического сообщества на заседании выступали Александр Проханов, Наталья Нарочницкая, Алексей Чадаев, Тимофей Шевяков, Максим Калашников и другие. Ожидавшийся всеми вице-премьер Дмитрий Рогозин не пришел.
Во вступительном слове Игорь Холманских рассказал о том, что (к сожалению) в 90-е годы авторитет оборонной промышленности сильно упал, страну убедили в том, что у неё нет врагов. Сейчас, на фоне возрождения ОПК, большую угрозу для прогресса составляет «креативный класс», завсегдатаи московских ресторанов, третирующие «уралвагонзавод». В том, как сделать ОПК привлекательным для молодежи, и что же все-таки нам делать с «креативным классом», Холманских предложил разобраться политологам в формате «рабочего совещания».
Принявший у полпреда эстафету выступлений Александр Потапов рассказал о положительных тенденциях в оборонном секторе, увеличении финансирования, новых разработках и притоке молодых специалистов. До 2020 года государство готово потратить 20 триллионов рублей на развитие сектора. По словам Потапова, впервые он побывал на Уралвагонзаводе в начале нулевых - по сравнению с текущим положением дел, «это были небо и земля». Потапов считает, что миф об отсталом Нижнем Тагиле в корне неверен. Сейчас это развитый город с хорошей инфраструктурой. Также Потапов предложил собравшимся экспертам писать конкретные программы и планы по развитию оборонно-промышленного комплекса на имя Дмитрия Рогозина, обещав, что все конструктивные идеи будут рассмотрены им и приняты в разработку.
Дальше с короткими докладами выступали приглашенные политологи, члены Изборского и Тагильского клубов. Большинство взявших слово сошлось на необходимости выработать единую систематическую концепцию развития оборонно-промышленного комплекса, учитывающую не только связь различных отраслей и выработку современной концепции ведения войны, но и взаимосвязь ОПК с образованием, культурой, медиа-средой и даже межнациональными отношениями.
Не сошлись выступавшие лишь в оценке «хипстеров». Скандальный интеллектуал Максим Калашников предложил разбираться с хипстерами средствами штурмовых отрядов. Сергей Черняховский требовал устроить в Москве «рассерженным горожанам» подобие Тяньаньмэнь. Члены Тагильского клуба, в отличие от своих «Изборских» коллег, оказались более терпимыми по отношению к «завсегдатаям московских ресторанов». Так, Юрий Гиренко говорил лишь о необходимости культурного вытеснения «креативного класса» «военно-индустриальным сословием», которое вновь может стать элитой за счет присущих ему патриотизма, дисциплины и высокого уровня образования. А известный политтехнолог Евгений Минченко вообще предложил привлекать хипстеров с их креативными идеями на работу в предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Главный военный эксперт «изборцев» Владислав Шурыгин, в свою очередь, выразил опасения, что выделенные на развитие оборонно-промышленного комплекса 20 триллионов могут сильно сократиться под воздействием «скепсиса» системных и несистемных либералов. Для того чтобы «защитить ОПК от Кудрина» необходимо уже сейчас создавать координационные информационные центры, занимающиеся пропагандой достижений нашей оборонной промышленности.
Спасать финансы ОПК средствами пропаганды и агитации говорили многие эксперты. Так, Алексей Чадаев отметил положительное влияние игры «World of Tanks» как инструмента популяризации армии и «оборонки», а представляющий ОАО «Объединенная Судостроительная Корпорация» Андрей Колядин заметил, что многие, к сожалению, не знают о тех сверхсовременных кораблях и подлодках, которые выпускает его предприятие, и потому имеют неверное, пессимистичное представление о состоянии отрасли.
Завершая заседание, Игорь Холманских пожаловался на то, что в двухчасовой формат рабочего совещания мероприятие не уложилось, а председатель Изборского клуба Александр Проханов предложил чаще встречаться.
Наш корреспондет опросил участников «рабочего совещания» о перспективах и задачах сотрудничества чиновников, военных промышленников и экспертов-интеллектуалов.
С точки зрения Андрея Колядина, налаживание такого взаимодействия необходимо для выработки стратегии развития ОПК. «Необходимо создавать экспертные советы, разрабатывающие идеологию развития оборонного комплекса, учитывая не только текущие, но и будущие задачи, стоящие перед нашей страной»,- полагает Колядин. Также он пожаловался на то, что чиновники и военные промышленники избегают общения с людьми, говорящими о «высоких материях», сосредоточившись на решении тактических задач.
Политолог Алексей Чадаев также согласен в необходимости налаживания взаимодействия между оружейниками и гуманитариями. «Оружие-это всегда воплощение идей, как передовых научно-технических разработок, так и гуманитарных идей, поскольку главным оружием в любой войне является человек»,- считает Чадаев. Сейчас, по его мнению мы имеем советский, устаревший ВПК и такую же устаревшую концепцию войны.
Историк, член Тагильского клуба, Тимофей Шевяков, в свою очередь обращает внимание на необходимость «раскрутки» военных «брэндов»: «Калашников-это брэнд, Макаров-это брэнд, танки УВЗ с недавнего времени-также брэнд. И вот для работы с идеологией военным промышленникам необходимы интеллектуалы. У нас сейчас, помимо современных брэндов, существует огромное количество старых оружейных брэндов, которые незаслуженно забыты: Тульский оружейный завод, завод по производству холодного оружия в Златоусте и пр. Если рассматривать военно-промышленный комплекс как часть государственной идеи, то работа с брэндами необходима для его пиара и развития». По мнению Шевякова, это позволит создать положительный образ ОПК и привлечь молодежь на военные специальности.
Предприниматель, постоянный член Изборского клуба Олег Розанов, в свою очередь, считает обращение государства и крупных военных промышленников к интеллектуалам естественным для современной политики возрождения величия страны. «Сейчас необходимы смыслы, необходимо осмысление величие страны, народного единства. И потому сегодняшняя встреча, на мой взгляд, полностью укладывается в логику возрождения государственности»,- рассказал Розанов.
По мнению журналиста Максима Калашникова, не нужно повторять ошибок советского прошлого, когда ОПК был скрыт завесой секретности. Сейчас масштабное перевооружение нуждается в широкой общественной поддержке.
Исполнительный секретарь Изборского клуба Виталий Аверьянов согласен с Калашниковым, подчеркивая, что хотя бы тот факт, что сейчас произошел масштабный поворот государства к военной промышленности (а власти скрывают!), является причиной необходимости созыва этого заседания.