Запланированный на 5 сентября съезд партии Юлии Тимошенко «Батькивщина», на котором должны были огласить избирательный список к украинским выборам 26 октября, не состоялся. Официально из-за участия партии в подготовке референдума, однако, как считает большинство киевских экспертов, на деле из-за неспособности предъявить весомый список после выхода из руководства партии большинства ее фронтменов. Несмотря на то, что политологам положение некогда главной оппозиционной партии перед выборами представляется шатким, они не исключают, что Тимошенко еще вернется на политический Олимп.
Пик политической активности и успеха «Батькивщины» пришелся на зиму-весну 2014 года - переломный период украинского политического кризиса. Тогда партия фактически стала политическим лицом государственного переворота, а после свержения Виктора Януковича именно на ее базе де факто была сформировала переходную власть. Кабинет министров возглавил Арсений Яценюк, спикером парламента и врио президента стал заместитель Тимошенко по партийной иерархии Александр Турчинов, большую часть силовых ведомств также возглавили представители партии: например, МВД - Арсен Аваков, Совет по национальной безопасности и обороне - Андрей Парубий.
Вернулась на политический небосклон и сама Юлия Владимировна, выпущенная из тюрьмы на свободу сразу после бегства Януковича из Киева. Именно она в начале весенней президентской избирательной кампании считалась одним из ее фаворитов, особенно пока СМИ не раскрутили Петра Порошенко, изначально многим представлявшегося «темной лошадкой».
Упадок «Батькивщины» начался под конец кампании, когда стало понятно, что Тимошенко даже близко не в состоянии бороться за второй тур выборов, а по некоторым социологическим опросам (например, данным общественной организации «Передовые правовые инициативы») даже уступает второе место самовыдвиженцу Сергею Тигипко.
Тогда же наметился и раскол в рядах «Батькивщины»: часть партийных депутатов открыто поддерживали кандидата Петра Порошенко, в частности, депутат Геннадий Москаль стал его доверенным лицом, за что уже в августе был с шумом изгнан из рядов партии.
Пытаясь найти политическую нишу, Тимошенко, которая изначально рассматривалась чуть ли не как приемлемый для Кремля кандидат, заметно радикализует свою риторику. В конце марта в СМИ попадает знаменитая аудиозапись телефонного разговора Тимошенко с бывшим замсекретаря Совета национальной безопасности Украины Нестором Шуфричем. Она называет пророссийских активистов на юго-востоке страны «чертовыми кацапами» и призывает «расстреливать их из ядерного оружия», а от России обещает не оставить и выжженного поля.
В апреле Тимошенко объявляет об открытии ее партией мобилизационных пунктов, где можно записаться в «Национальное движение сопротивления», которое будет направлять добровольцев воевать на Донбассе против местного ополчения. Впоследствии на базе движения был сформирован батальон «Батькивщина», который летом активно участвовал в боевых действиях на Юго-востоке.
Несмотря на попытки завоевать наиболее радикальную аудиторию, на майских выборах Тимошенко не только не удается одержать победу, но даже набрать значимый результат, который выделил бы ее из ряда остальных проигравших. Она заручилась поддержкой лишь 12,8% избирателей против победителя Порошенко с 54,7%. Фактически, Тимошенко оказалась в одном ряду с такими политиками, как национал-радикал Олег Ляшко. Несмотря на то, что, как считается, на Украине его мало кто воспринимает всерьез, он, тем не менее, набрал лишь на 4% меньше Тимошенко.
После проигрыша на выборах Тимошенко ушла в тень. А влияние ее партии медленно, но верно начало сходить на нет. Чему, конечно, способствовал и Порошенко, начавший активно перестраивать государственную систему под себя, выдавливая на обочину политической жизни тех конкурентов, кто не был готов работать на его условиях, и перевербовывая тех, кто желал сохранить пост.
«Батькивщина» же, теряя с каждым днем влияние и сторонников, все больше уходила на позиции периферийной протестной партии, которая может позволяет себе любые заявления, главное - против действующей власти. К слову, схожую нишу заняла и партия «Свобода» Олега Тягнибока, также с течением времени потерявшее всякое влияние после февральского переворота.
В июле «Батькивщина» начала критиканскую кампанию против Порошенко в связи с тем, что президент затягивал ратификацию соглашения ассоциации с Евросоюзом. В том же месяце, несмотря на требования партийцев довести т.н. антитеррористическую операцию на Юго-Востоке до конца, именно фракция «Батькивщина» выступила против новой волны мобилизации в стране. Также «Батькивщина» пыталась воспрепятствовать принятию проекта новой Конституции. В августе «Батькивщина» требует начала люстраций в политической истеблишменте страны и инициирует законопроект о снятии с Украины внеблокового статуса, а также взятии курса на вступление в НАТО. Ни одно из требований удовлетворено так и не было, хотя именно «Батькивщина» на сегодняшний день является крупнейшей фракцией в Верховной Раде, а ее представитель – Турчинов – остается ее спикером.
Параллельно в рядах партии начались кадровые чистки. Со скандалом был исключен депутат Геннадий Москваль за то, что поддерживал на президентских выборах Петра Порошенко. В начале августа из партии были исключены 1519 человек, включая 700 депутатов разного уровня – те, кого заподозрили в связях с окружением бывшего президента Януковича.
Уже не по своей воле серьезные кадровые потери партия понесла в конце августа - начале сентября. На собрании политбюро партии 27 августа от руководящих постов в «Батькивщине» отказались премьер Яценюк, спикер Рады Турчинов, экс-глава администрации президента, заместитель Тимошенко Сергей Пашинский, экс-секретарь СНБО Парубий, глава правления Ощадбанка Андрей Пышный, глава МВД Аваков.
Из партии вышли и несколько других членов кабинета министров, в частности, министр социальной политики Людмила Денисова, глава Минюста Павел Петренко, министр инфраструктуры Максим Бурбак. А также несколько депутатов: Михаил Апостол, Леонид Емец, Лилия Гриневич, Юрий Вознюк.
В итоге за полтора месяца до внеочередных парламентских выборов «Батькивщина» осталась без большей части своих фронтменов, которые теперь поддерживают или до недавнего времени никому неизвестную партию «Солидарность» (переименована в «Блок Петра Порошенко») или персонально Арсения Яценюка, который, впрочем, пока сам находится в подвешенном состоянии.
На сегодняшний день, по данным социологических опросов, «Батькивщина» еще может претендовать на место в шестерке потенциальных парламентских фракций, однако далеко не на первых ролях. Например, в исследовании Киевского международного института социологии партия набирает только 6,1%, уступая блоку Порошенко (37,1%), «Радикальной партии» Олега Ляшко (13,1%), «Гражданской позиции» (9,7%), «Сильной Украине» (7,8%) и «Патриотам Украины» (6,4%).
Данные компания GFK Ukraine несколько отличаются: блок Порошенко поддерживают 16%, Радикальную партию – 14%, а «Батькивщину» - 13%. Впрочем, в данных этого опроса Яценюк был включен в лидеры «Батькивщины», так что сложно сказать, как они бы изменились, будь вопрос составлен корректнее.
Упрочить положение партии мог съезд, запланированный на 5 сентября. Однако он не состоялся. Как сообщали еще накануне украинские СМИ, перенос может быть связан с неготовностью презентовать избирательный список.
Как считает замдиректора РИСИ, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова, «Батькивщина» сейчас переживает если не политическую смерть, то «политический обморок».
«Сейчас она (Тимошенко) просто наступает в те следы, которые уже сделали другие политики, включая ее соратников. На фоне того, что сейчас происходит на Украине, она похожа на бледную тень. Если для политиков в костюмах «Brioni» ее высказывания кажутся слишком радикальными, то для сторонников «Правого сектора» они представляются дамскими конфетными слюньками. Она оказалась не ко двору ни в одном, ни в другом, ни в третьем лагере», - объясняет политолог причину краха Тимошенко.
По мнению Гузенковой, у Тимошенко была только одна возможность для политического возрождения.
«Как ни парадоксально, но у нее была перспектива политического возрождения, причем в новом качестве - если бы в нужный момент она поддержала протестное движение, которое сформировалось на Юго-Востоке», - говорит эксперт.
Впрочем, вопреки множеству ударов, которые были нанесены по «Батькивщине», ряд экспертов допускают, что для Юлии Тимошенко не все потеряно. В частности, эксперт по вопросам территориального и регионального планирования и развития, главный редактор Восточного агентства OSTKRAFT Станислав Стремидловский считает, что Тимошенко сама была заинтересована в расставании с прежними союзниками.
«Ряд киевских политологов полагают, что это партию ослабило, но, с моей точки зрения, это и партию, и Юлию Тимошенко только усилило. Во-первых, она избавилась от внутренней оппозиции. Во-вторых, от всех тех людей, с которыми можно связать все неудачи нового украинского руководства в последние месяцы. Это не только неудачная карательная операция на Донбассе, но и все антисоциальные законы, которые принимал Яценюк при поддержке парламента», - говорит он.
Стремидловский не исключает, что Тимошенко будет внедрять своих людей в список «Блока Петра Порошенко», который, очевидно, на выборах победит, но в итоге будет контролироваться не президентом.
«То есть «Батькивщины» как бы нет, она как бы есть», - заключает эксперт.
Александр Дюпин