1 января 2014 года от Великобритании к России перешло председательство в «большой восьмерке». На начало июня запланирован саммит G8, который пройдет в Сочи. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, считают, что на фоне последних успехов российской дипломатии председательство нашей страны в этой международной организации может еще более упрочить позиции России на мировой арене.
Напомним, что в «Группу восьми» (G8), которую также называют «большой восьмеркой», входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония. Идея проведения встреч на высшем уровне промышленно развитых стран возникла в 1970-х годах прошлого века на фоне кризиса в мировой экономике, возникшего из-за обострения отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим, торговым и финансовым вопросам.
У G8 нет статуса международной организации. Группа не основывается на каком-либо договоре и не располагает постоянным секретариатом. Председательство в течение года осуществляет страна, на территории которой проходит саммит, который, как правило, проводится летом. Установлен следующий порядок председательства: Франция, США, Великобритания, Россия, ФРГ, Япония, Италия, Канада. Страна-председатель ведет подготовительную работу саммита и определяет его повестку дня.
На государства G8 приходится около половины мирового ВВП и более 50% промышленного производства. Их доля в миротворческом бюджете ООН и в программах экономического развития составляет порядка 80%. В этих странах проживает примерно 15% населения планеты. Сегодня в состав G8 входят четыре из пяти постоянных членов СБ ООН и четыре из пяти официальных ядерных держав мира – США, Великобритания, Франция и Россия. С 2009 года, в связи с усилением деятельности G20 по координации финансово-экономической макрополитики, G8 сохраняет за собой прерогативы по выработке решений наиболее сложных политических и социальных проблем.
Саммитам G8 обычно предшествуют от 60 до 80 подготовительных встреч на экспертном и министерском уровнях. Вся предварительная работа проводится на уровне шерп, которые являются помощниками лидеров государств. Вслед за этим проходят встречи министров иностранных дел, финансов (в этих встречах РФ принимает участие не в полном формате, поэтому их часто называют «финансовой семеркой»), окружающей среды, энергетики, труда и социального развития, здравоохранения, науки и образования, внутренних дел и юстиции. Проводятся и другие мероприятия: встречи руководителей ведущих информационных агентств «восьмерки», саммиты религиозных деятелей, встречи деловых кругов, «юношеская восьмерка» и др. В рамках работы организации действует ряд структур: группа высокого уровня по вопросам нераспространения, группа по борьбе с терроризмом и оргпреступностью, «Новый альянс за продовольственную безопасность».
Решения саммитов G8, которые по традиции принимаются единогласно, не имеют силы закона, но они являются ориентиром для международного сообщества по ключевым вопросам современности. С 2001 года на саммиты приглашаются лидеры других государств.
Россия в работе организации впервые приняла участие в 1991 году в формате 7+1. В саммите в американском Денвере в 1997 года наша страна впервые приняла участие в качестве полноправного члена. Следует также отметить, что Россия уже председательствовала в G8 в 2006 году.
В 2013 году, в ходе председательства в G8, Великобритания в качестве приоритетов выделила вопросы борьбы с уклонением от налогов, прозрачности бизнеса, стимулирования международной торговли, борьбы с коррупцией. Президент России Владимир Путин заявил, что в темах для обсуждения на сочинском юбилейном 40-м саммите, который запланирован на 4-5 июня 2014 года, будет сохранена преемственность «в вопросах безопасности - личной, бизнеса, собственной».
Согласование повестки саммита, который пройдет в России, уже началось. Председателем оргкомитета сочинского саммита G8 стал глава президентской администрации Сергей Иванов. В состав оргкомитета вошли представители руководства Минтранса, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности РФ, Минобороны, МВД, Минэкономразвития, Минрегиона, МИД России, Минфина и компании «Газпром».
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, указывают на то, что председательство в G8 поможет нашей стране еще более укрепить свои позиции на международной арене. Так, в частности, считает политолог, декан факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов.
«Но для этого нам нужно хорошо проработать повестку дня, которая должна быть интересна всем, - уточнил Караганов. - Насколько я знаю, в этой повестке в Сочи будут присутствовать несколько вопросов, которые будут интересны всем. Соответственно, России нужно добиться, чтобы некоторые решения, которые принимались в рамках G8, скажем, по миграции, снова были подняты на саммите и начинали выполняться. Насколько я знаю, они не выполнялись».
Эксперт полагает, что «России стоит поставить вопрос о новом взаимодействии стран в борьбе с терроризмом». «Первая волна борьбы была не очень успешной, поскольку была объявлена война с терроризмом, а закончилась она большими войнами, - считает Караганов. - Реально получилась и столько и не сколько борьба с терроризмом, сколько продвижение интересов одной державы. Иными словами, есть огромное количество мировых проблем, где мы можем конструктивно взаимодействовать. И если Россия сможет это сделать, то мы сможем укрепить свое реноме, но прорывов на G8 не бывает».
«Россия укрепляет свои позиции в G8 на протяжении последних лет».
«Начнем с того, что на G7 приглашали еще Михаила Горбачева, - напомнил Караганов. - Я помню, я писал ему записку, почему стоит участвовать в работе этой организации, хотя он был туда приглашен на «птичьих» правах. В общем, на «полуптичьих» правах приглашался на саммиты и Борис Ельцин. Сейчас мы участвуем в работе организации полновесно, за исключением разве что финансовой «восьмерки».
Вместе с тем, Караганов указывает на то, что участникам G8 стоит задуматься над будущей повесткой своей работы. «Вопрос сейчас заключается в том, что сама «восьмерка» переживает определенный кризис легитимности и повестки дня, поскольку она создавалась для управления мировой экономикой, а сегодня эту роль в большей степени осуществляет G20, - объяснил он. - Поэтому «восьмерке» нужно находить свою новую нишу. Мне кажется, что это ниша – международная безопасность».
В свою очередь, руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Кузнецов соглашается с тем, что председательство в G8 – это всегда шанс укрепить позиции страны в мировом масштабе.
«Да, российская дипломатия в последнее время показывает восходящий тренд. Она адекватно и успешно для страны реагирует на неожиданные обострения. Если этот тренд удастся продолжить и в рамках G8, то, действительно, можно ожидать укрепления наших позиций».
При обсуждении повестки дня сочинского саммиты G8 Кузнецов указал на один существенный момент. «Безопасность в мире была в большей степени нашим коньком, нежели экономические вопросы, - отметил он. - Тем не менее, несмотря на то, что экономические вопросы являются в большей степени прерогативой G20, пренебрегать экономикой нельзя. Мы все знаем, что в экономики у нас есть проблемы и заинтересовать наших партнеров по G8 экономической повесткой намного сложнее. Удастся ли это сделать благодаря тому, что Россия председательствует в «восьмерке» - это большой вызов. Но если это все же удастся сделать – это будет неплохим прорывом».
По словам Кузнецова, «наш вклад в формат G8 в том числе заключается в том, что «восьмерка» стала рассматривать гуманитарные и политические мировые проблемы, отдав экономику G20».
«России стоит участвовать во всех трех форматах: G8, G20, БРИКС, не говоря о традиционных – Совете безопасности ООН, где мы постоянные члены. От того, насколько будет сбалансировано участие России во всех этих форматах, будет зависеть, сможем ли мы увеличить свою роль в «восьмерке», - отмечает Кузнецов.
Как отмечает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев, председательство в G8 дает определенные преимущества, которыми Россия может воспользоваться.
«Это возможность инициировать проекты, предлагать свои решения сложных международных вопросов, разрешать конфликтные ситуации и т.п. Не будем забывать, что остаются вопросы, связанные с преодолением мирового экономического кризиса, финансовым регулированием. Особенно выделяется тема деофшоризации. Борьба с офшорами является приоритетом не только для России, но и для США с Европой», - считает Рогулев.
По мнению Рогулева, все это позволяет России не только проявить себя на международной арене, но и способствует решению собственных задач в рамках G8. Это очень важный проект с точки зрения внешнеполитических и экономических целей России, отмечает эксперт.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов отмечает в своем комментарии, что в ранге председателя G8 наша страна должна грамотно управлять вопросами повестки дня.
«Думаю, что основным станет вопрос борьбы с международным терроризмом, с проявлениями которого вновь столкнулась Россия. Все страны G8 становились мишенью террористов, и вряд ли кто-то может не согласиться с тем, что это уродливое явление можно победить только сообща, без применения двойных стандартов. Уверен в том, что Россия в качестве председателя G8 продвинет мировое сообщество далеко в решении этого вопроса», - говорит Мартынов.