Один из основных инфраструктурных проектов десятилетия - Центральная кольцевая автодорога в Подмосковье (ЦКАД) пока находится только на стадии проектирования, но уже вызывает горячие споры. Часть экспертов выражает надежду, что трасса даст импульс развитию малых городов и малого бизнеса, другие называют проект надуманным и полагают, что он еще более обогатит Москву в ущерб другим регионам.
Предполагается, что ЦКАД будет пролегать на дальних подступах территории «старой» Москвы (в 40-60 км от нее на разных участках). Трасса призвана соединить разные районы Московского региона, а также пустить транзитный транспорт в обход столицы, тем самым разгрузив МКАД и радиальные федеральные трассы. Большая часть из около 530 км ЦКАДа пройдет в районе нынешних малого и большого бетонных колец, за исключением тех участков, где «бетонка» пролегает через населенные пункты. Первая очередь ЦКАД должна быть готова к вводу в эксплуатацию в 2018 году.
Как заявил 26 ноября на совещании по реализации проекта строительства ЦКАД премьер-министр Дмитрий Медведев, строительство этой дороги позволит решать значительное число задач не только для Москвы и Московской области, но и расшивать многие проблемы и узкие места, которые связаны с международными транспортными коридорами.
Кроме того премьер-министр обратил внимание на привлечение малого бизнеса, который возьмет на себя гостиницы, логистические центры, кафе, рестораны и другие инфраструктурные объекты.
«Здесь мы рассчитываем на инициативу местных предпринимателей», - сказал Медведев.
Заместитель руководителя Центрального аппарата Всероссийского общества охраны природы Александр Казаков в интервью Центру политического анализа выразил надежду, что новая транспортная артерия московского региона обрастет современной инфраструктурой, а не шашлычными и киосками с пивом, знакомыми нам по 90-м.
«Надо учитывать, что ЦКАД будет использоваться для транзита, поэтому просто необходимы недорогие гостиницы. Давайте построим настоящие мотели вокруг Москвы, и люди будут в них останавливаться. Ведь вокруг Парижа или Берлина просто ярусами стоят гостиницы такого типа. Это не проекты суперкласса, для этого нужно привлекать местный бизнес обязательно»
Минусы проекта, по мнению Казакова, лежат в сфере отношения строителей к природе. «Так уж, к сожалению, сложилось в нашей производственной культуре, что если мы хотим построить быстро, то не всегда просчитываем последствия с точки зрения охраны окружающей среды и начинаем рубиться сквозь леса. Но я надеюсь на то, что строители будут придерживаться закона: вырубки будут сопровождаться компенсационными посадками деревьев, будут просчитаны вопросы грунта и т.д.», - отмечает он.
Казакову хотелось бы увидеть при строительстве ЦКАДа современный подход, «а не такой как в Сочи, где не взирали на последствия».
«Не всегда можно разобраться с вопросами экологии постфактум, многое может быть утрачено», - предупреждает он.
Ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Александр Стрельников не столь оптимистичен в оценке реализации проекта ЦКАД.
Он называет этот проект надуманным и призывает отвести транспортные потоки от Москвы в сторону других городов.
«Строительство такой трассы федерального значения привлечет дополнительную нагрузку на московский регион. Московской агломерации вовсе не нужно столько обогащаться за счет других городов.Необходимо и другим дать возможность кормиться от транзита. Нельзя концентрировать все виды активности только в Москве. Другим городам тоже надо кушать!»
Настораживает эксперта и то, что логистические центры ЦКАД будут размещены вне населенных пунктов. «Возникает подозрение, что жители области не будут работать в этих центрах. Там будут работать мигранты и жить в общежитиях», - предполагает он.
По словам Стрельникова, как коммерческий проект эта трасса не обсуждалась. «Она изначально считалась необходимой для сохранения статуса Москвы как огромного транзитного центра», - считает он.
Эксперт полагает, что никакого существенного влияния на развития городов Московской области ЦКАД не окажет, поскольку будет пролегать на удалении от них. «Если бы трасса проходила вблизи от городов, то население протестовало быпротив ее строительства. Во всем мире население протестует против транспортных мероприятий. Это печально, но нормально», - заключает он.