14 марта в Музее архитектуры имени Щусева прошло открытие выставки известного урбаниста, владельца архитектурного бюро "Яузапроект", самого хорошо одетого игрока на рынке нетривиальных решений в сфере градостроительства, и просто обаятельного парня с запоминающейся фамилией – Ильи Заливухина. Посредством серии остроумных эскизов архитектор представил публике авторскую концепцию развития московской агломерации, впрочем, не особо выделяющуюся на фоне усредненного переднего края современной урбанистики.
Интеллектуальный продукт, представленный на выставке «Москва: сценарии развития», относится к тому типу документов, которые называют мастер-планом. Мастер-план — не чертеж на салфетке или какая-нибудь очередная «Стратегия — 2020», мастер-план — сердцевина современной менеджериальности, где особым образом понятое планирование заступает на место духа времени. Конечно, здесь мало общего с модернистским галопом советских пятилеток или крупными инфраструктурными проектами в стиле Манилова. Постиндустриальный капитализм расчищает поле для новой игры, правило которой может быть выражено словами самого Заливухина: «Мастер-план должен выглядеть соблазнительно, ведь его адресатом выступает непосредственно заказчик. А в данном случае заказчики — это мы с вами. Те, кто живет в Москве и те, кто приедет сюда в дальнейшем». Урбанистика в этом смысле представляется довольно красноречивой манифестацией услуги как режима коммуникации современного общества, выступающего в нюансированной и усложненной форме конгломерата городских сообществ.
Специфику линий разлома того пространства, где географическое неотличимо от социального, Заливухин решил уподобить груде яиц. Описательная модель, в которой каждому кластеру сопоставлено яйцо, очевидным образом была призвана разоблачить миф городской органики, подспудно и некритически разделяемый многими, кто берется рассуждать о городских вопросах. «Яичная скорлупа» городских кластеров не обязана следовать за административно-территориальным делением или очевидностями здравого смысла. Собственно, то знание, которое различает ареалы городских племен и нащупывает скользкие глыбы, задающие культурную географию города — это и есть урбанистка, поскольку она не сводится к градостротельству, социологии, экономике, инженерному делу.
Полицентричность — идеологическое мотто городских исследований. Этому принципу подчинен и стратегический план модного архитектора с «Красного октября». Пока целеустремленные и нищие молодые люди из медвежьих углов нашей родины снимают вдесятером одну ветхую каморку «в центре», специалисты в сфере городской среды мечтают о том времени, когда квартира в Ховрино будут стоить совсем чуть-чуть дешевле аналогичной — внутри бульварного кольца. Пока консервативные обыватели загипнотизированы большими бульварами, продвинутые урбанисты нежно всматриваются в происходящее «на районе», пытаясь отыскать среди довольно прозаичных городских кластеров те, которые если и сравнивать с яйцами, то определенно — золотыми. Золотыми и в том смысле, в котором «золотой» называют известную «милю» на Остоженке. Ведь при всей своей интеллектуальной изощренности и трогательном интересе к маленькому человеку, урбанистика как направление мысли и политическая программа решает глубоко прагматическую задачу роста цен на землю, недвижимость и вообще — городскую жизнь. Если на месте своеобразного ресурса среды кто-то не видит ничего, кроме воздуха, то это всего лишь один из многих сортов воздуха, обеспечивающих рост капитализации продукта. План Заливухина, как представляется, вполне последователен. Если Москва действительно устала от того, что низкое качество среды стабильно обеспечивает ложку дегтя в бочке меда огромных финансовых ресурсов, которые аккумулирует столица, то задача вполне ясна: чертами современного города должен обладать не только центр города, но и периферия (на деле — большая часть территории).
Известно, что в числе главных врагов высокого качества жизни горожан — алчный, необузданный стройкомплекс и агрессивное дорожное строительство. Увы, людей вряд ли уже когда-нибудь сгонят в колхозы, крайне маловероятно, что в нынешнем столетии люди будут жить на земле и работать в полях. А значит население Москвы, по взвешенным оценкам, через 10 лет составит порядка 30 млн человек. В отсутствии принципиального ответа на вопрос о том, куда девать из города несколько миллионов жителей, Заливухин предлагает переосмыслить московский транспортный каркас. Идея состоит в том, чтобы жестко разделить систему скоростных транзитных магистралей и транспортные артерии, предназначенные для внутреннего пользования. Нечто подобное, по словам урбаниста, уже предлагалось в генплане 1972 года. Тогда под трассы, изолированные от общественного пространства, были зарезервированы территории, но в силу нехватки средств, проект строительства пришлось свернуть. Таким образом, в отличие от радикальных мэтров урбанистической городской политики из Латинской Америки, Заливухин не готов объявить личный автомобиль врагом номер один для городской культуры. Скоростной транспорт, будь то личный или общественный, вполне имеет право на существование — там, где нас нет. Между тем, улицы и проспекты, освободившиеся от рева моторов, по мысли автора проекта должны вернуть себе свое изначальное предназначение — стать территорией велосиедистов, фланеров, компаний игроков в петанк и крошечных кофеен.
К сожалению, пока что рецепты Заливухина востребованы мало. Чиновники и эксперты твердо стоят на своей вере в гибридные транспортные сети, с 1991 года перелопатившие культурный ландшафт московской агломерации, не говоря о таких социальных взрывах как «Химкинский лес» или «реконструкция Ленинского проспекта». Расширение городских улиц под многополосные магистрали — безумие. Собственно, такое же безумие — буквальное расширение города, когда жилье начинают строить в чистом поле по модели green field development, а собственники и очередники справляют новоселье в инфраструктурном, социальном, бытовом вакууме. Собственно, уранистика ведь вообще не про экспансию, а скорее про умение затейливо отделять мух от котлет.
Фото: ТАСС-Аналитика