17 июня, понедельник

Пенсионная формула не заинтересовала россиян

24 июля 2013 / 01:46

На очередной дискуссии в Общественной палате РФ по поводу пенсионной формулы замминистра труда и социальной политики РФ Андрей Пудов, отвечающий за продвижение правительственной версии документа, посетовал, что от новой пенсионной формулы слишком много требуют. Однако социологи утверждают иное: интерес общества к одной из самых масштабных реформ системы социального обеспечения, затеянной правительством, на самом деле мизерный.

На вторые слушания  по пенсионной реформе, состоявшиеся в Общественной палате (ОП) РФ 23 июля, главный спикер, замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов, опоздал. И ведущая встречи, председатель комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова предложила начать с данных общественных исследований на тему осведомленности граждан о деталях предстоящей реформе. Слово взяла директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева, которая привела данные соцопроса, проведенного «Левада-центром».

Эксперт констатировала, что у большинства людей до сих пор нет понимания о том, что представляют же из себя сейчас и предлагаемая новая пенсионная формула, и действующая. При этом многие из тех, кто полагает, что разбираются в пенсионных параметрах – заблуждаются. Впрочем, большинство, по крайней мере, осознают, что  базовый параметр - размер будущей пенсии напрямую зависит от размера доходов и продолжительности работы. Тем не менее, почти 40% работников признают, что часть их доходов находятся в тени, поскольку эти доходы при начислении пенсии учитываться не будут.

Эти данные вызвали бурную реакцию собравшихся. Малеву попросили  уточнить, есть ли динамика в количестве людей, получающих «серую зарплату». По словам эксперта, этот параметр всегда колеблется в пределах 25-40% в зависимости от экономической конъюнктуры: в кризис, например, работодатели сокращают именно теневую часть зарплат, поэтому число работающих «в серую» сокращается. Так было в 2008-2009 года.

Основная причина тому - жесткий Трудовой кодекс, не позволяющий работодателям в случае неблагоприятных экономических обстоятельств снижать зарплату легально. Однако и среди работников далеко не все возражают против «конвертных» зарплат: лояльно к ним относится молодежь, которой о пенсии думать рано, или люди высокого достатка. В их доходах «серый» процент, как правило, ниже, чем у людей с невысоким уровнем оплаты труда.

Говоря о том, как люди воспринимают основные параметры предлагаемой пенсионной формулы, Татьяна Малева заявила, что «два кита», на которых стоит реформа, народом поддерживаются. Для наших читателей поясним, что речь идет прежде всего о зависимости размера пенсии от трудового стажа (одобряют использование данной зависимости при начислении пенсии  70% опрошенных) и размера официального заработка (одобряют 60% опрошенных). Большинство опрошенных социологами считают несправедливым уравнивание пенсий для людей с разным стажем.

Еще один важный аспект реформы заключается том, что новая пенсионная формула стимулирует людей к тому, чтобы откладывать оформление пенсии для того, чтобы в последующем существенно увеличить ее размер, говорит Малева. На сегодняшний день большинство людей по достижении пенсионного возраста автоматически оформляют пенсию, вне зависимости от того продолжают они работать или нет. При этом лишь 45% работников прекращают трудовую деятельность сразу после оформления пенсии. Остальные продолжают работать. Самая большая доля опрошенных  - люди способные работать по выходу на пенсию еще 3-5 лет.

«Это наиболее вероятный срок, на который люди могут отложить получение пенсии. 5 лет – это максимум», - констатировала директор ИСАП.

Помимо естественных причин ухода с работы существует также «фактор рынка»: работодатели ориентированы на набор молодых сотрудников. Это порождает противоречие: с одной стороны пенсионная формула стимулирует работать по достижении пенсионного возраста, с другой рынок диктует прямо противоположный тренд.

На слушаниях были представлены и данным ФОМ, которые в целом подтверждают безразличие населения к пенсионной реформе. В частности, по сравнению с осенью 2012 года, число людей, знающих о предстоящих изменениях, даже сократилось с 15% до 14%. При этом практически никто не может толком объяснить, к вообще чему сводится реформа: ответы весьма размытые, а часто и вовсе ошибочные. Например, третий по популярности ответ – повышение пенсионного возраста, что не соответствует действительности – называют 4% опрошенных. 7% говорят, что формула поставит размер пенсии в зависимость от стажа работы, еще 4% считают, что она изменит соотношение накопительной и страховой частей пенсии.

Пришедший на собрание как раз во время обсуждения данных социологов замминистра труда  Андрей Пудов начал без вступительного слова, сразу с ответов на вопросы, сформулированные ОП РФ и ее региональными «филиалами». Все вопросы он сам поделил на несколько групп: о стоимости пенсионного коэффициента, премиальных баллах, о фиксированных и нестраховых выплатах.

Среди прочего замминистра отметил, что работающие пенсионеры не будут ограничены в размерах пенсии. Изначально среди предложений к пенсионной формуле таковые звучали. Однако многие выступили против этого (например, с требованием сохранить пенсии в полном объеме выступали единроссы).

Достаточно подробно Андрей Пудов  остановился на проблеме, которую ранее озвучила Татьяна Малева – стимулирование с помощью пенсионного законодательства более позднего выхода на пенсию. Такие инструменты в проекте реформы есть, отметил чиновник. Например, уже разработан закон, запрещающий работодателю отказывать в приеме на работу из-за возраста. В Минтруда, заявил он, готовы обсуждать и другие предложения на этот счет.

Говоря об экономических ожиданиях от реформы, Пудов поделился прогнозами: к 2030 году планируется сократить трансферты из федерального бюджета на выплату пенсий на 1% ВВП. Соотношение средней пенсии и прожиточного минимума к тому же году увеличится с 1,8 к 2,5. Предлагается и продление льготного не страхового периода для молодых мам: сейчас Минфин может оплатить в Пенсионный фонд страховые отчисления не более чем за 3 года декрета, эту цифру было решено поднять до 4,5 лет. Причем, после рождения второго ребенка страховые взносы будут выплачиваться с двукратного МРОТа (именно в этих единицах исчисляется условных доход молодой мамы в декретный период), а после рождения третьего – с трехкратного.

Этот пункт вызвал недовольство в зале. Часть присутствующих посчитала, что ограничений на декрет (в плане выплаты страховых взносов) не должно быть вовсе. По их мнению, этого требует демографическая ситуация в стране - нужно всячески помогать тем, кто рожает.

Еще один акцент пенсионной формулы, на котором остановился Пудов – 35-летний стаж, необходимый для получения максимального пенсионного коэффициента. Неоднократно из зала звучали вопросы «а каждый ли может проработать столько?».

Чиновник подчеркнул, «при стаже 30-35 лет, при средней заработной плате по стране на протяжении все трудовой деятельности коэффициент замещения будет в районе 40%». Только для этого в проекте реформы звучит «стаж 35 лет». Но это не значит, что люди столько не проработавшие, будут поражены в правах на пенсию или ущемлены в ее размере. Более высокую пенсию можно получать, например, за счет более высоких, чем средние, доходов или за счет иных коэффициентов.

Любопытной особенностью встречи стало то, что ее так и не удалось превратить в формат конструктивного обсуждения и сбора предложений общественности по пенсионной формуле. Как ни призывала участников встречи модератор Елена Тополева-Солдунова, в адрес Андрея Пудова звучали лишь вопросы, причем многие из них задавались весьма раздраженным тоном.

В итоге замминистра констатировал, что правила исчисления размера пенсии, к сожалению, становятся панацеей от проблем в самых разных областях.

«Мы пенсионной формулой стимулируем занятость, рождаемость, собираемость налогов. Мне, конечно, приятно, что у нас пенсия на все влияет. Но давайте подходить комплексно. Не только опираться на пенсионную формулу, которая, как сказали социологи, на самом деле не так много народу интересуется, особенно в молодом возрасте», - сказал Андрей Пудов.

Напомним, пенсионная реформа находилась в активной фазе рассмотрения и практически была внесена в Госдуму в 2012 году, однако с подачи президента Владимира Путина было решено отложить ее рассмотрение на год, а до тех пор провести комплексное общественное обсуждение. Оно должно завершиться 1 августа.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика