Несмотря на весьма серьезное обновление состава правительства России в 2012 году, наивысшие оценки россиян по-прежнему получают немногочисленные старожилы кабинета министров еще времен премьерства Владимира Путина. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, в топ-5 самых популярных у россиян министров вошли только два новичка – вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава МЧС Владимир Пучков. При этом, по оценкам экспертов, опрошенных Центром политического анализа, роль партий, которые могли бы стать кузницей новых кадров для правительства, остается минимальной.
Итак, традиционно наивысшие оценки респонденты ВЦИОМ отдают Сергею Шойгу – россияне считают, он справляется на 4,06 балла по пятибалльной шкале. Сейчас Шойгу возглавляет министерство обороны, но известность заработал за почти 20 лет в ранге министра чрезвычайных ситуаций. В правительстве он с 1994 года? с коротким перерывом на несколько месяцев губернаторства в Подмосковье в 2012 году.
Следом идет также практически бессменный фаворит россиян в последние годы среди российских министров – министр иностранных дел Сергей Лавров. Ему поставили оценку 3,84 балла. Он работает в правительстве с 2004 года.
На третьей позиции оказался нынешний министр МЧС Владимир Пучков – он получил 3,48 балла. Впервые ведомство он возглавил в 2012 году и формально его можно отнести к министрам-новичкам, однако в правительстве он работает с 2007 года, когда стал первым замом Сергея Шойгу.
Четвертое место и 3,25 балла россияне отдали вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Прежде работать в правительстве ему не доводилось. Однако широкую известность он получил уже начале 2000-х гг. в качестве депутата Госдумы и лидера партии «Родина».
Замыкает пятерку лидеров министр спорта Виталий Мутко, работающий на этом посту с 2008 года. Ему достижения на посту министра спорта респонденты оценили в 3,22 балла.
Нельзя не упомянуть и о шестом месте, занятом вице-премьером Дмитрием Козаком, который также является одним из правительственных долгожителей. В 1999-2000 годах и в 2004 году он возглавлял аппарат правительства России, в 2007 году стал министром регионального развития, а с 2008 года остается заместителем председателя правительства. Его работу россияне оценили на 3,20 балла.
Опрошенные Центром политического анализа эксперты считают, что причины распределения народных симпатий россиян в правительстве носят объективный характер.
К примеру, руководитель Центра прикладных исследований и программ Александр Точенов объясняет преимущество членов старой команды тем, что «они дольше на слуху, больше людям известны, они находятся на ключевых базовых позициях, замкнутых на президента».
Политолог, заместитель исполнительного директора Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александр Пожалов называет сразу несколько факторов.
«Первый - общая узнаваемость среди населения, которая, безусловно, выше у министров, которые работали еще с Путиным, второй – технократичность министров нового созыва, третий – появление в правительстве во второй половине 2013 года целого ряда новых фигур по таким важным направлением, как ЖКХ и строительство», - отмечает Пожалов.
В свою очередь, директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин отталкивается от обратного. По его мнению, наиболее популярные министры потому и остались в правительстве, что они популярны.
«Дело в том, что президент вместе с премьером при назначении или отставке министров ориентируются, в том числе, и на рейтинги не только ВЦИОМ, но и вообще всех социологических служб. И можно проследить прямую зависимость: чем популярнее министр, тем дольше он держится на своем посту», - говорит он.
При этом все эксперты согласны с тем, что даже парламентские партии пока не в состоянии усилить политический вес правительства или делегировать в его состав новых потенциальных народных любимцев.
Павел Салин считает, что даже при желании исполнительной власти пригласить на работу представителей оппозиционных партий, подходящих кандидатов среди оппозиционеров просто нет.
«У власти есть желание опираться, скажем, на поддержку КПРФ по аналогии 1998-1999 годов. Но КПРФ уже не та, Зюганов уже не тот. Поэтому наша нынешняя партийная система в лице партии власти, в лице системной оппозиции, она проседает»
Чтобы исправить ситуацию, добавляет он, партиям необходимо системное обновление.
Иная логика у Александра Точенова. Он считает, что сами партии сейчас не заинтересованы в том, чтобы продвигать в правительство своих людей.
«Правительство – это принятие решений и несение ответственности за них. В нашей современной политической культуре такого, к сожалению, нет. Вот взять Шойгу. Он доказал, что он может исполнять поручения президента. Он ответственный. В публичной политике сейчас таких мало», - отмечает Точенов.
Партии не готовы нести ответственность за решения правительства. Легче быть парламентарием
Не видит пока влияния партий на работу правительства и Александр Пожалов. По его мнению, нынешнее правительство партийным не является, т.к. влияние на правительство «Единой России», чьи представители есть в правительстве, минимально.
«Более того, в 2013 году мы видели достаточно много конфликтов между «Единой Россией» и кабинетом Медведева. Их было больше, чем в предыдущие годы. Речь, прежде всего, о бюджетном процессе. Это не говоря о Народном фронте, который тесно сотрудничает с «Единой Россией» - он еще жестче относится к правительству», - говорит Пожалов.
Что касается оппозиционных партий, то, как и Точенов, Пожалов считает, что «оппозиционным партиям просто не выгодно включать в состав правительства своих представителей».
«Вокруг правительства выстроена целая сеть контрольно-надзорных органов, с которыми президент работает напрямую. Допустим, Центробанк, Счетная палата, чей статус сильно вырос в последнее время. Так что вряд ли какой-либо партии сейчас захотелось бы делегировать своих членов в правительство», - заключает Пожалов.