Президент России Владимир Путин начал процедуру формирования нового состава Общественной палаты и определил кандидатуры 40 человек, которые войдут в организацию по президентской квоте. Опрошенные Центром политического анализа эксперты говорят, что добиться эффекта «профессионализации» Общественной палаты, о котором говорил Владимир Путин в прошлом году, вполне возможно. Для этого Общественная палата должна обратить внимание на опыт Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Как сообщается на сайте Кремля, не менее половины кандидатур, выбранных президентом России, «представляют профессиональные союзы, творческие союзы, объединения работодателей и их ассоциации, профессиональные объединения, а также иные некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп».
Эта идея принадлежит Владимиру Путину, который и инициировал реформу Общественной палаты. В частности, в своем Послании Федеральному Собранию Путин заявил, что Общественная палата «должна стать площадкой для выражения различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов, там должно быть побольше именно профессионалов».
В самой Общественной палате к обновленной процедуре в целом относятся благодушно, хотя не все уверены в результате. Например, член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова рассказывает, что и ранее делегаты профсоюзов входили в состав ОП РФ, но не всегда проявляли активность.
«Я думаю, что лицо Общественной палаты изменится, но каким оно будет пока сказать трудно. 40 представителей профессиональных сообществ - это не так мало. Хотя все будет зависеть от того, как активны они будут. У нас и сейчас в Палате есть представители профсоюзов, они даже рвались в Палату, но, попав, были совершенно неактивны, потому что у них [и без того] есть совершенно другие площадки, где они себя активно проявляют, например, трехсторонняя комиссия»
В связи с этим Тополева-Солдунова выражает надежду, что в президентскую квоту войдут не только профсоюзные деятели, но и представители иных профессиональных объединений.
«Например, мы обсуждали новую процедуру заключения трудовых договоров с работниками сферы культуры. Как раз у нас тогда собрались представители профессиональных сообществ: режиссеры, актеры. Они были очень активны и рассказывали о своей работе, они способны выражать интересы своего сообщества и отстаивать их», - продолжает она.
Кроме того, считает общественница, профессиональная квота позволит российской Общественной палате больше соответствовать международному стандарту такого рода институтов гражданского общества.
«Но там (за границей – ред.) такие Палаты, прежде всего, включают представителей профессиональных сообществ и профсоюзов. Так что это попытка приблизить ОП РФ к международным аналогам и дать трибуну для высказывания позиции этим профессиональным сообществам», - заключает Тополева-Солдунова.
В свою очередь, член Общественной палаты Максим Григорьев главным нововведением считает усиление представительства регионов.
«Я это вижу как начало достройки системы Общественной палаты на уровень районов. Во многих регионах такие [Палаты] уже существуют. В итоге создается целая система гражданского общества, которая обменивается информацией, опытом. Это увеличивает значимость гражданского общества в регионах, власть начинает воспринимать их совершенно по-другому»
Что же касается профессиональной квоты, Григорьев убежден, что она будет способствовать тому, чтобы представители профсообществ, которые попадут в ОП, больше работали не индивидуально, как это происходит сейчас, а в связке с коллегами по отрасли.
Заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков напоминает, что зачастую в той или иной теме, которая может обсуждаться в Общественной палате, нельзя разобраться без профильных экспертов. Именно это и должны компенсировать квотированные представители профсообществ.
«Взять, например, проблему автомобильных пробок, проблему ветхого жилья, трудностей, с которыми сталкиваются товарищества собственников жилья, проблемы защиты прав потребителей. Рассуждать абстрактно на эти темы можно сколь угодно. Но должны быть специалисты, которые находятся в теме по роду своей деятельности и при этом не чужды общественного темперамента»
Поляков полагает, что это в некоторой степени «копирует опыт ОНФ».
«Там тоже чистый порыв именно общественников, но, с другой стороны, там есть люди, способные судить профессионально о здравоохранении, экономике, образовании, политике, военном деле. И в случае ОНФ это дает результат. Идея переформатирования Палаты построена именно на таком опыте», - заключает он.