Уже почти ни у кого не остается сомнений в том, что подписание Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом, намеченное на конец ноября, состоится, поскольку украинская политическая и экономическая элита заняла по этому поводу консолидированную позицию. И в этой связи в российском экспертном сообществе все чаще стали говорить о методах донесения позиции России до простых граждан Украины. О том, каковы эти методы и насколько они влияют на общественное мнение в Украине, рассуждают эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Вопрос о подписании Соглашения кажется вполне решенным и в этой связи многие начинают задумываться о возможных еще не использованных аргументах России и методах донесения российской позиции до граждан Украины.
Экс- руководитель управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, президент издательского дома «Регнум» Модест Колеров считает, что «не стоит говорить о возможных аргументах, которые остались у России для Украины. Это неправильная постановка вопроса».
«Аргументы используют в том случае, если противоположная сторона хочет их слышать и воспринимает эти аргументы не в качестве бесплатного подарка, а в качестве компромисса», - пояснил Колеров.
«Когда этим летом советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Сергей Глазьев выступал на одном из украинских телеканалов, он повторил экспертной аудитории из профессиональных обсуждателей, что Украина получит 10 млрд долларов выгоды от участия в Таможенном союзе, - напомнил эксперт. - Он был поднят на смех аудиторией. Ему сказали: «Что такое 10 млрд, нам дадут больше».
«Все, что бы Россия ни предлагала и не предлагает Украине, воспринимается как слабые попытки подкупа в ситуации, когда они якобы выбирают ценности. Поэтому сама схема – что еще Россия может сделать, чтобы изменить евроинтеграционный вектор Украины – не работает».
Колеров настаивает на том, что «Украина предпочла бы, чтобы Россия кормила ее бесплатно». «На днях глава министерства иностранных дел Украины Леонид Кожара, который, естественно, ни секунды не является экономистом и хозяйственным руководителем, а лишь дипломатическим произносителем формул, на своем уровне предельного упрощения проговорился. Он сказал точно, что хочет Украина и в этой формуле был поддержан одним из архитекторов восточного партнерства Карлом Бильтом, возглавляющим МИД Швеции. Было сказано следующее: Украина хочет войти в зону свободной торговли ЕС и остаться в зоне свободной торговли СНГ. То есть, стать таким «каналом официальной контрабанды», потому что у России, у СНГ с ЕС нет зоны свободной торговли. А ЕС хочет получить этот вход на наш рынок через Украину. И если это допустить, европейские производители у нас вытопчут и подавят все живое. И как можно в этой ситуации России кого-то «купить», уговорить, умилостивить? Никак!».
Стоит добавить, что такой двойственной позиции придерживается не только Кожара. На тех же позициях стоит и президент Украины. Выступая в среду на региональном заседании Всемирного экономического форума, Виктор Янукович заявил, что Украина не может сотрудничать со странами Евросоюза за счет отказа от сотрудничества с Таможенным союзом.
Эта двойственность дает некоторые надежды на то, что окончательный выбор евроинтеграционного курса Украины не такой уж и окончательный. И именно поэтому вновь возникает вопрос о методах донесения российской позиции до украинской общественности.
«Относительно применения возможных медийных механизмов для того, чтобы изменить отношение рядовых украинцев к возможной евроинтеграции, скажу, что против воли правящей власти, против государства это сделать нельзя, - говорит по этому поводу Колеров. - У России нет прямых каналов коммуникации с украинской аудиторией. Все многочисленные украинские региональные издания, к примеру, «Комсомольской правды», «Московского комсомольца» и так далее – это украинские издания. Они ни секунды, ни в одной запятой не проводят российских национальных интересов, несмотря на свои названия».
Колеров считает, что «украинцев либо обманут с помощью медийных средств, либо научат на собственном опыте».
«Для России единственная надежда на истину и победу своих интересов в этой ситуации, чтобы народ Украины ощутил все последствия фальшивой европейской интеграции на своем опыте. Другого выхода нет», - уверен Колеров.
В свою очередь, писатель Дмитрий Лекух настаивает на том, что применять медиа поздно, «с их помощью вряд ли что-то получится сделать».
Лекух пояснил, что «здесь мы видим редкий случай абсолютной успешности украинских элит. Или даже не украинских элит, а их кукловодов».
«Они настолько ровно зачистили поле, что к любой пророссийской политике приделывается прилагательное «антиконституционное», поскольку она, якобы, угрожает украинской независимости, - уверен эксперт. - Последние события это наглядно показали: украинские власти преследуют и безжалостно зачищают даже околомаргинальные пророссийские силы внутри страны. Поэтому там элементарно на Украине некому возглавить пророссийское движение. Это движение обезглавлено».
«Да, единственная возможность для российских властей – обращение напрямую к народу Украины. Но надо понимать, что это очень длительный процесс, поскольку легальных возможностей политической борьбы в пророссийском русле просто нет, несмотря на всю братскость [двух народов]».
В качестве свежего примера безжалостной зачистки любых пророссийских сил можно привести следующий пример. Председатель комитета по вопросам культуры и духовности парламента Украины Вячеслав Кириленко обратился в министерство доходов и сборов Украины с требованием провести «немедленную проверку всех российских исполнителей и коллективов, гастролирующих по Украине».
«Я абсолютно согласен с Путиным, что Украина рано или поздно окажется с Россией, но для этого придется пройти достаточно долгий путь, - подчеркнул Лекух. - Этот путь будет неприятным, поскольку только крах украинской экономики может поставить мозги на место».
Президент коммуникационного холдинга «Паблисити» Гай Ханов указывает на возможности, которые Россией упущены.
«Механизмы влияние на выбор самих украинцев существуют, это возможно, - констатировал Ханов. - А правильнее сказать – это необходимо, если мы хотим, чтобы народ Украины что-то знал, понимал, что происходит. Безусловно, во взаимоотношениях двух стран нужны не только разговоры на высшем уровне».
Ханов напомнил, что «методы донесения информации до граждан есть, они неоднократно опробованы». «Другое дело, они сегодня не используются эффективно, - полагает он. - Мне кажется, на Украине достаточно территорий где действительно ждут такие сигналы, где их возможно донести – от Севастополя до Донецка, Харькова».