7 мая, вторник

Девальвация тенге. Россия не пострадает

02 декабря 2014 / 21:10

После внезапной одномоментной девальвации казахского тенге почти на 20%, страны-партнеры Казахстана - прежде всего, по Таможенному союзу и СНГ - начали подсчитывать возможные риски от подобного шага властей Казахстана. По мнению экспертов, опрошенных Центром политического анализа, существенных отрицательных последствий девальвации тенге для российских предпринимателей ожидать не стоит.

11 февраля Нацбанк Казахстана неожиданно объявил о временном прекращении поддержки стабильного курса национальной валюты, до этого державшегося в пределах 145-155 тенге за доллар США. За одни сутки курс казахской национальной валюты поднялся до 185 тенге за доллар.

Как объяснил председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов, о подготовке к удешевлению тенге на 20% знала только «очень узкая группа людей, которая принимает решение, когда и как это производить». Секретность соблюдалась, чтобы избежать панического сброса национальной валюты населением, а также, чтобы избежать спекуляций, которые сопровождали бы плавную девальвацию. Келимбетов заверил, что второй волны девальвации не будет, «в среднесрочной перспективе» курс останется стабильным.

Вице-премьер, министр финансов Казахстана Бахыт Султанов в свою очередь объяснил необходимость девальвации мировыми финансовыми трендами – в 2014 году дешевеют валюты практически всех развивающихся стран. Кроме того, у казахских властей есть необходимость повысить конкурентоспособность казахских товаров на рынке Таможенного союза.

Российские официальные лица отреагировали на произошедшее в Казахстане спокойно, однако риски оценивают по-разному. В частности, первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что никаких последствий для российской экономики удешевление казахской национальной валюты иметь не будет, т.к. между странами нет «валютного союза».

Замглавы российского Минэкономразвития Андрей Клепач был менее оптимистичен, сказав журналистам, что ситуацию еще предстоит проанализировать. Впрочем, он также дал понять, что скорее Казахстан зависит от рубля, чем Россия от тенге.

Отметим, что и в странах СНГ последствия девальвации тенге прогнозируют по-разному.

Например, в Киргизии, которая очень сильно зависит экономически от соседа- Казахстана, опасаются обвальной девальвации.

Для Белоруссии, где развито производство продовольствия, Казахстан – один из немногих оставшихся  рынков сбыта, т.к. многие западные страны, куда раньше уходило до 40% белорусского экспорта, последние годы практически отказались от этой продукции в рамках политического эмбарго. Если казахские производители, подстегнутые девальвацией, начнут вытеснять белорусов – для Минска это может стать сильным ударом.

Для России таких очевидных рисков в девальвации тенге нет. Однако, по мнению ряда экспертов, определенная угроза все же имеется. Например, как заявил Центру политического анализа директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов, «есть риски прерывания товарооборота».

«Например, Евразийский банк – это наше совместное детище – прекратил валютные операции на какое-то время. Я знаю, масса российских промышленных предприятий имеют связи с Казахстаном. И им сейчас, насколько я знаю, звонят казахские коллеги, извиняются, говорят, что сейчас не могут расплатиться, потому что им не конвертируют деньги» Эксперт: Солозобов Юрий Михайлович

Кроме того, по словам Солозобова, ослабший тенге поможет местным производителям в борьбе с «нахрапистыми» российскими и китайскими экспортерами.

«Российские товары и дешевые китайские очень сильно конкурируют с казахскими. Российские товары вымывают даже вполне качественные казахские товары за счет своей демпинговой составляющей. Как показала практика сосуществования в рамках Таможенного союза, российские предприниматели прошли очень жесткую школу выживания, они более эффективны, более хищны, действуют нахраписто на таком полудомашнем казахстанском рынке. Сейчас произойдет нормализация рынка, у казахских производителей появилась возможность компенсировать эту составляющую», - объясняет экономист.

Из сложившейся ситуации Солозобов предлагает сделать правильные выводы – необходимо стремиться к созданию в рамках Таможенного союза единой валюты.

В свою очередь, экс-депутат Мажилиса парламента Казахстана, экономист Валентин Макалкин полагает, что все риски для российской экономики или экономических отношений РФ и Казахстана – минимальны.

«То, что произошло, повышает конкурентоспособность казахских товаров. Но экономика Казахстана слабо диверсифицирована. Если бы было развитое машиностроение, пищевая промышленность и прочее, можно было бы говорить об обострении конкуренции. Но этого нет. Остается только сырьевая составляющая. Газа у нас немного, остается только нефть. А все остальное – о какой конкуренции можно говорить? Для российской экономики это несущественно, дробина» Эксперт: Макалкин Валентин Иванович

Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, заведующий отделом СНГ Александр Крылов также соглашается, что теоретически девальвация тенге может дать плюсы казахским производителям, но на практике расчеты между Россией и Казахстаном происходят в твердой валюте – в долларах или евро – а значит и эффект девальвации минимизируется.

«Внутри Таможенного союза это никак не скажется. Рубль тоже просел. Это общая тенденция в развивающихся странах, связанная с ситуацией на мировом финансовом рынке. Так что здесь общий контекст, скорее, играет большую роль, чем отношения внутри Таможенного союза», - считает Крылов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
13 февраля / 02:11
Внутри Таможенного союза это никак не скажется
Учитывая распространенный порядок расчетов в твердой валюте, вряд ли это может оказать какое-то заметное влияние на наши рынки {Читайте далее}
Крылов Александр Борисович, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, заведующий отделом СНГ
13 февраля / 02:14
Девальвация повышает конкурентоспособность казахских товаров
То, что Казахстану может показаться много, для России – совсем немного {Читайте далее}
Макалкин Валентин Иванович, экс-депутат Мажилиса парламента Казахстана, экономист
13 февраля / 02:16
Нам надо не злорадствовать по поводу девальвации в Казахстане
Отчасти девальвация была сделана за счет населения, которое привыкло брать кредиты на жилье, обучение детей {Читайте далее}
Солозобов Юрий Михайлович, директор по международным проектам Института национальной стратегии