20 января 2009 года 44-м президентом США стал сенатор от штата Иллинойс, демократ, интеллектуал и мулат Барак Обама. На выборах 2012 года Обама вновь вышел победителем из президентской гонки, оставив далеко позади кандидата от Республиканской партии Митта Ромни. Политический курс нынешнего президента дает экспертам основания говорить об изменении позиции США в мире и тектонических сдвигах в самосознании американского общества.
Пять лет президентства Барака Обамы не обернулись «коммунистической пятилеткой» из кошмаров американских консерваторов, но и в «империалистский курс» администрации Джоржа Буша-младшего решения нового американского руководства вовсе не укладывались.
Заместитель главного редактора газеты «Известия» Борис Межуев полагает, что ограничение влияния альянсов с Израилем или Саудовской Аравией на американскую политику во многом шло в разрез с настроениями его собственной администрации и политического истеблишмента в целом. По словам политолога, речь идет о выдающейся попытке перестроить позицию США в мире в более приемлемом для всех стран ключе.
Вместе с тем, по словам Межуева, личные качества американского президента зачастую мешают реализации действительно сильных стратегических решений. В отличие от Клинтона и даже от Буша-младшего, Обама «не излучает уверенности и силы», скорее производя впечатление обиженного умника. Все это оставляет за оппонентами возможность воспринимать его политику как слабость, а не как продуманный политический курс.
Существенное недовольство различных групп населения и сегментов идеологического спектра вызывает стремление Обамы в максимальной степени следовать леволиберальной социокультурной и политической повестке.
По словам Межуева, Обама попытался продолжить реформы, начатые еще Линдоном Джонсоном. Попытка распространить медицинское страхование на все группы населения вызывает раздражение белого налогоплательщика, не желающего платить за мигрантов.
«Постхристианская» риторика, связанная с однополыми браками и даже некоторые осторожные высказывания на тему легализации марихуаны, делают Обаму заложником «шестидесятнической» повестки. Эксперт указывает на то, что отчасти это связано с электоральным фактором.
«Обама понимает, что его реальная опора – это иммигранты, женщины, молодежь, то есть все меньшинства, недовольные диктатом большинства»
Таким образом, главным культурным итогом политики президента Обамы становится попытка приблизить США к современным европейским ценностям. Это неизбежно ведет к усилению раскола между «старой Америкой», приверженной консервативной индивидуалистической традиции, и новыми социальными группами, стремящимися перекроить баланс сил в обществе путем демократических преобразований в социальной политике.
Американист Иван Денисов в свою очередь не зафиксировал в течение последних пяти лет существенных изменений в американском социокультурном ландшафте. По его словам, леволиберальный крен в американской культуре полноценно оформился уже при Буше, когда такая позиция имела даже определенный флер оппозиционности. Сегодня быть либералом в Америке – значит поддерживать действующую власть.
Впрочем, в годы президентства Обамы особенно заметными стали двойные стандарты в том, то касается политкорректности. Так, любая критика Обамы и его окружения зачастую объявляется проявлением расизма, в то время как проклятия в адрес таких же чернокожих политиков, стоящих на правых, консервативных позициях никогда не получают такой оценки.
«Культурные войны» в США, как и в остальном мире, получают наиболее яркое выражение в массовой культуре, прежде всего в кино и на телевидении.
«Есть идеологическое противостояние даже внутри самих Соединенных Штатов, и внутри кинематографа, где с одной стороны миллионы и поддержка, с другой – индивидуализм и старая американская традиция».
По мнению Денисова, типичным примером «левого и политкорректного», а значит получившего огромную финансовую и медийную поддержку кинематографа можно считать фильм «Аватар». В свою очередь образец консервативного американского кино – это фильм, название которого в России переведено как «Повелитель бури».
Доминирование левых в американской культуре было немного уравновешено консервативными тенденциями в 2012 году, когда появилась возможность смены политического руководства. ««Возвращение легенды» - один из самых консервативных фильмов последних лет. Тот же «Арго» хоть и делался либералами, но с симпатиями в адрес ЦРУ. Тогда же можно было отметить активизацию героев восьмидесятых, может быть, не чисто консервативных, но достаточно республиканских взглядов – это и Шварценеггер и Сталонне», - напоминает специалист по американской культуре.
Денисов также отмечает рост консервативных тенденций в американской документалистике, приводя в качестве примера фильм «Беглый раб». По словам Денисова, с точки зрения реальной поддержки в американском обществе ни либеральная, ни консервативная сторона пока не добились превосходства в этом продолжающемся противостоянии. А сам факт президентства Обамы скорее можно поставить в заслугу более сильной команде советников.