Начало декабря в Вооруженных силах России ознаменовалось не только первым публичным заступлением на боевое дежурство специалистов Национального центра управления оборонной государства (НЦУО). А еще и тем, что министр обороны генерал армии Сергей Шойгу объявил о беспрецедентных планах боевой подготовки на новый 2015 год и о выполнении государственного оборонного заказа.
Они не могут не обратить внимания на себя не только своим широчайшим размахом и содержанием, но и исключительной открытостью. Армия ничего ни от кого не скрывает — ни от друзей, ни от союзников, ни от партнеров, тем более от недоброжелателей и потенциальных противников. Налогоплательщик имеет право и должен знать, на что и как тратятся военнослужащими заработанные им деньги, а возможный недруг видеть и понимать, что хорошо вооруженную и отлично обученную военную силу ему придется, если не бояться, то, по крайней мере, уважать.
А теперь о главных событиях наступающего года. Безусловно, одним из них должен стать Парад Победы на Красной площади 9 мая, посвященный 70-летию разгрома фашистской Германии. Кстати, для тех, кто не в курсе, парады, строевые смотры и построения войск — неотделимая часть боевой подготовки. Репетиции к самому масштабному за последние годы параду, в которым примут участие 14 тысяч человек, плюс воинские части и подразделения из стран СНГ (война 1941−1945 годов была Отечественной и для них, а победа — одна на всех), а еще две сотни единиц бронетехники и 150 самолетов и вертолетов, начнутся, как обычно, в марте. Сначала в своих гарнизонах, затем на специально построенной для этого площадке в подмосковном Алабино.
«Изюминкой» парада должны стать не только легендарные танки Т-34, самоходные артиллерийские установки СУ-100, а также исторические роты пехоты, летчиков, моряков и казаков с оружием и в форме времен Великой Отечественной войны, но и сто образцов новейшей боевой техники, которая начала и начнет поступать на вооружение Российской армии. В том числе и пока секретные танки «Армата», тяжелые боевые машины пехоты «Курганец-25» и БМП «Бумеранг», бронетранспортеры БТР-82А, самоходные артиллерийские установки «Коалиция-СВ» и «Мста-С», оперативно-тактические комплексы «Искандер-М» и «Искандер-К», бронемашины «Тайфун», комплексы береговой обороны «Бастион» и «Бал», зенитно-ракетные комплексы С-400, зенитные ракетно-пушечные «Панцирь-С1», грунтовые стратегические ракетные «Ярс» и «Тополь-М»… Всего не перечислишь.
А, кроме Парада Победы, в армии и на флоте пройдет более 4 тысяч войсковых учений. Самого разного масштаба — от тактических, на уровне взвод-рота, до оперативно-стратегических и стратегических, в которых примут участие несколько военных округов и наши союзники по Организации Договора о коллективной безопасности и партнеры по Шанхайской организации сотрудничества. Крупнейшими из них станут маневры «Центр-2015», которые запланированы на конец лета-начало осени 2015 года, и совместные российско-белорусские учения «Щит Союза-2015». Они пройдут в сентябре на территории России.
Одной из особенностей стратегических командно-штабных учений «Центр-2015» станет их размах. Они запланированы на территории Центрального военного округа, который занимает огромную площадь — от берегов Волги до Байкала, от кромки льдов Северного Ледовитого океана до границы с Афганистаном. Тем более что в зоне ответственности командования округа и безопасность на центрально-азиатском направлении. А одна из его дивизий выдвинута на самое острие этого направления и дислоцируется в Таджикистане — это 201-я военная база в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. Военная авиационная база России в Киргизии также подчинена штабу ЦВО. Учения, в которых, безусловно, примут участие подразделения и воины Таджикистана и Киргизии, а также Казахстана, пройдут на десятках полигонов. Как на севере России (Пембой), так и в центре (Капустин Яр, Ашулук, Чебаркуль), и в союзных странах Центральной Азии тоже — Ляур, Самбули и Чорух-Дайрон.
Командующий Центральным военным округом генерал-полковник Владимир Зарудницкий, на которого ссылается корреспондент ТАСС, заявил, что учения «Центр-2015» будут протяженными по времени, комплексными и объединят под единым командованием десятки тысяч военнослужащих округа, а также подразделения и части родов, видов Вооруженных сил и других силовых министерств и ведомств. «Значительный объем практических действий солдаты, сержанты и офицеры отработают на незнакомых полигонах, — пояснил генерал. — Будет проверена система территориальной обороны, в ряде регионов — отработаны вопросы мобилизационного развертывания. Специалисты задействуют весь спектр новейших средств вооружения, по вопросам применения которых военнослужащие совместно с представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса решат ряд задач исследовательского характера».
Одна из основных задач, говорит генерал, — готовить личный состав к самостоятельным действиям в отрыве от главных сил. Командиры получат знания и навыки по управлению приданными подразделениями, огневыми средствами и авиацией. В этих целях занятия по тактической и тактико-специальной подготовке будут проводиться в составе ротных и батальонных тактических групп с применением новых образцов средств разведки и наблюдения, связи, радиоэлектронной борьбы и другого вооружения, поступившего и продолжающего поступать в войска по гособоронзаказу. Офицерам предстоит действовать нестандартно, применяя весь арсенал приданных сил и средств, зачастую отходя от традиционных тактических приемов, существенно сократив временные нормативы на принятие решения. Кроме того, в новом учебном году командование округа отказалось от односторонних учений всех уровней в пользу двустороннего формата — командиры подразделений будут выполнять учебно-боевые задачи, действуя друг против друга, состязаясь в мастерстве.
В таком же стиле пройдут и международные учения «Разгневанный сокол» Коллективных сил оперативного реагирования государств-членов ОДКБ, а также «Взаимодействие-2015», «Нерушимое братство-2015», российско-китайские маневры и российско-индийские. В том числе и международные армейские спортивные игры, включающие в себя чемпионат мира «Танковый биатлон-2015», «Авиадартс-2015» и более десяти международных конкурсов среди подразделений Сухопутных и Воздушно-десантных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, специалистов артиллерийских, инженерных и других войск. Все эти состязания тоже непременная и обязательная часть боевой учебы.
Только в соперничестве с товарищами по военной профессии, в азарте полигонной борьбы на стрельбище, танкодроме, в воздухе, в море, максимально приближенной к реальным боевым действиям, крепнут ратное мастерство, навыки безошибочного владения оружием и боевой техникой, точной и меткой стрельбы, управления ракетным вооружением. Все это должно помочь воину в действительной схватке с настоящим противником. А главное — защитить его жизнь и гарантировать победу.
Гарантия победы в бою — это не только высокое воинское мастерство каждого военнослужащего — танкиста, ракетчика, связиста, глубокие знания и оперативно-тактическое искусство командира. Необходима и современная высокотехнологичная боевая техника, ничуть не уступающая по своему уровню аналогичному вооружению вероятного противника или, другими словами, ведущих армий мира. И такая техника начала поступать в войска. Ее количество, как заметил министр обороны Сергей Шойгу, за последнее время увеличилось в полтора раза. К примеру, в Военно-воздушные силы в 2015 году должно поступить более 150 новых самолетов и вертолетов. Среди них многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-30М2, МиГ-31БМ, фронтовые истребители МиГ-29СМТ, истребители-бомбардировщики Су-34, сверхманевренные многоцелевые истребители Су-35С, учебно-боевые Як-130, пассажирские самолеты Ан-148, транспортные самолеты Ил-76МД-90. Вертолеты различного назначения — ударные Ка-52, Ми-28Н и многоцелевые Ми-8АМТШ (МТВ-5−1), Ми-8МТПР, Ми-35М, тяжелые транспортные Ми-26, морские Ка-226 и учебные Ансат-У.
Уже сегодня средний налет российских летчиков — истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков приблизился к среднемировым показателям 112−115 часов, а в 2015 году, как заявил главнокомандующий ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев, он составит не менее 120−130 часов. Такой же высокий уровень налетанности будет и у летчиков дальней и стратегической авиации. И пусть в странах НАТО не пугают своих граждан российскими самолетами у воздушных рубежей Европы и Северной Америки. Они летают и будут летать столько, сколько им потребуется. Не нарушая никаких международных правил и государственных границ. И присутствовать там, где им понадобится. Чтобы там ни говорила «заокеанская или европейская княгиня Марья Алексеевна».
В войска ПВО поступают новые зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф». Уже четыре таких полка стоят на защите неба Москвы, несколько дивизионов поступили на вооружение Калининградского особого района Западного военного округа. Продолжается перевооружение Военно-Морского флота (новые стратегические подводные крейсера класса «Ясень» с баллистическими ракетами «Булава» на борту) и Ракетных войск стратегического назначения. По словам командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, к концу этого года на новый комплекс РС-24 «Ярс» шахтного базирования будет переведена Козельская ракетная дивизия, на такой же комплекс, но грунтового способа базирования, переводятся Тагильская и Новосибирская дивизии. Продолжится перевооружение Татищевской и Тейковской дивизии. В ракетные войска к концу этого года должно поступить 29 современных образцов вооружений. Это не только баллистические ракеты, но и автономные пусковые установки, подвижные командные пункты ракетных полков и дивизионов, машины обеспечения боевого дежурства, машины инженерного обеспечения и маскировки.
Строит Россия по границам страны и новые радиолокационные станции высокой заводской готовности Системы предупреждения о ракетном нападении (РЛС СПРН). Первые из них «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ» (метрового и дециметрового диапазона) появились в Ленинградской области, поселок Лехтуси, под Армавиром, а также в поселке Пионерский под Калининградом и под Иркутском, в поселке Усолье-Сибирское. Еще две под Красноярском и в Алтайском крае. Сейчас, по словам командующего Войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенанта Александра Головко, возводятся очередные две такие же станции — под Оренбургом и в Республике Коми, недалеко от Сыктывкара. А те РЛС, что находились на опытно-боевом дежурстве (под Калининградом и Иркутском) перейдут на боевое дежурство. Как утверждает заместитель министра обороны Юрий Борисов, эти станции (их радиус действий свыше 6000 км) по своим тактико-техническим характеристикам в шесть раз превосходят старые станции, решающие аналогичные задачи, но принятые на вооружение еще в советское время.
В уходящем году, благодаря этим и другим радиолокационным станциям, над территорией России создано сплошное радиолокационное поле, которое было разрушено в 90-е годы прошлого века. А информация с этих станций, как и со спутников Контроля космического пространства, как и со стрельбовой РЛС «Дон-2Н» системы ПРО Москвы А-135, расположенной в подмосковном Софрино, поступает сейчас и в Национальный центр управления обороной на Фрунзенскую набережную. Что позволяет руководству страны и армии в считанные минуты принять соответствующее решение в случае возникновения реальной угрозы для безопасности нашего государства и ее важнейших оборонных объектов.
Так, например, в уходящем году войска ВКО, которым принадлежат эти станции, запустили на орбиту 27 спутников, обнаружили более 40 пусков российских и иностранных космических и баллистических ракет и шесть раз спасли Международную космическую станцию (МКС) от космического мусора. «Осуществлено предупреждение о 25 опасных сближениях космических объектов с космическими аппаратами российской орбитальной группировки», — сообщил корреспонденту ТАСС генерал-лейтенант Головко.
Забота о безопасности России в последние годы действительно стала нести многогранный, системный и комплексный характер. Она опирается на глубоко разработанные концепции обеспечения обороны страны и на Военную доктрину, которая изменяется в связи с изменением международной обстановки, а также и с постановкой новых задач перед Вооруженными силами. Сегодня у нашего государства появился современный высокотехнологичный центр управления обороной — НЦУО, о котором мы упоминали в самом начале материала. Он включает в себя три составляющие — Центр управления стратегическими ядерными силами, который предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства России. Центр боевого управления, что осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализирует угрозы для России или ее союзников, дает выверенный прогноз развития событий в области безопасности. Этот же центр обеспечивает управление применением вооруженных сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны. А третьим основным элементом этой системы является Центр управления повседневной деятельностью войск. Он ведет постоянный мониторинг всех направлений работы военной организации государства, направленных на всестороннее обеспечение армии и флота необходимыми им поставками вооружений и систем обеспечения боя. Также этот центр координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Россия не собирается никому угрожать. Не противопоставляет себя ни одному государству или группе государств, объединенных в Североатлантический альянс и придвигающих свои военные базы к ее границам. Она строит свою оборону и помогает обеспечить надежную оборону своим союзникам только с одной целью — защитить свой суверенитет и независимость, собственные национальные интересы. Максимальная открытость этого процесса — свидетельство честности ее намерений. Кто бы и что не говорил на Западе по этому поводу.
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС