Насколько велика угроза сепаратизма в России? Бурное обсуждение происходящего вокруг «Марша за федерализацию Сибири» и довольно острая реакция надзорных органов вроде бы говорит, что проблема воспринимается как реальная. Однако, по словам экспертов, говорить о «сибирском сепаратизме» некорректно, а акция больше является личным пиаром ее авторов.
Акция новосибирского художника, одного из авторов акции «Монстрация» Артема Лоскутова наделала в информационном поле немало шума. Художник и активист (ныне грань не всегда видна, если брать сферу так называемого актуального искусства) пытался 17 августа организовать некий «Марш за федерализацию Сибири» с громким лозунгом «Хватит кормить Москву». Акцию не согласовали, но зато ею заинтересовались в Генпрокуратуре. Особенно тревожными прокурорским работникам показались сообщения в сети, что акция может стать «сибирским Майданом» и на нее едва ли не с Майдана украинского собирается «группа поддержки».
На основании требования надзорного ведомства Роскомнадзор разослал уведомления об ограничении доступа к ресурсам, ранее публиковавшим сообщения о проведении марша. Роскомнадзор и прокуратура квалифицировали сообщения о проведении акции как «содержащие призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
Досталось и СМИ. В частности, Slon.ru и некоторые интернет-ресурсы сняли по требованию властей материалы об акции (материал Slon.ru под заголовком «Артем Лоскутов: „Мы отдаем свои ресурсы, а в обмен получаем набор идиотских законов“» был опубликован 30 июля, 1 августа редакция сообщила о том, что удалила текст). По данным «Коммерсанта», предупреждения Роскомнадзора получили сразу 14 российских СМИ, в том числе Полит.ру, Regnum, «Новый регион», «Росбалт», Slon.Ru и уже заблокированный российскими провайдерами Грани.ру.
Реакция оппозиционной общественности была довольно предсказуемой. «Кремль судорожно борется с сепаратизмом в России. Пытается заблокировать Марш за федерализацию Сибири, который должен пройти 17 августа в Новосибирске… Я неоднократно говорил, что война с Украиной приведет к центробежным тенденциям и росту сепаратизма в России. Бумеранг всегда возвращается», — так интерпретировал происходящее в своем блоге известный оппозиционер Борис Немцов.
Тема сепаратизма на первый взгляд кажется серьезной: журнал «Власть» еще в 2012 году публиковал серию материалов, объединенных в цикл «Неединая Россия». Открывался цикл публикаций как раз материалом про Сибирь под громким заголовком «Как колонией была, так и останется». Самые разные местные активисты и журналисты в том материале рассказывали о своих обидах на Москву. А группа «Калинов мост» еще с конца 80-х и на протяжении многих лет заканчивала свои концерты песней «Сибирский марш» (финальными строчками песни были: «Мы пытаемся встать,/ Не мешайте нам встать./ Вы сосали из нас/ Столько лет/ Пришло время — отдать»), правда, под восторги московской в том числе публики. Неужели Сибирь и впрямь спит и видит как отколоться от России?
Довольно бурный отклик история и с акцией, и с реакцией на нее прокуратуры вызвала в украинских медиа и социальных сетях. «Кремль перепугался приближающегося „Марша за федерализацию Сибири“», — выносит в заголовок косвенную цитату из фейсбука Бориса Немцова украинское интернет-издание «Остров». Общий тон украинских публикаций — что-то вроде радости за то, что Россия разваливается. Хотя на самой Украине одним из первых решений, пришедших к власти после Майдана политиков, было установление именно что уголовной ответственности за призывы к сепаратизму: 3−5 лет заключения и пожизненный срок или 10−15 лет если таковые привели к гибели людей.
Однако на деле пока о «развале» могут помышлять только люди с альтернативным взглядом на реальность: довольно узкой прослойкой людей идея «федерализации Сибири» пока и ограничивается. Акции «Мострация» были в Новосибирске довольно многолюдными (в последние годы примерно 2−4 тысячи людей), но это в силу деполитизированной и хулиганской молодежной направленности самих акций. Ничего общего с агрессивной атмосферой украинского Майдана с его горящими покрышками и коктейлями Молотова там все-таки не было.
Политическая акция может привлечь еще меньше людей. «В отличие от аполитичной „Монстрации“, так называемый марш за федерализацию Сибири не может получиться массовым. Это тусовочное, элитное мероприятие (если ему, конечно, позволят состояться). К тому же Новосибирск — не лучшее место для таких маршей. В Сибири достаточно сильны межобластные противоречия и жители Красноярска или Томска посмотрят на это дело косо», — говорит политолог Андрей Тихонов.
«Особого размаха эта акция не получит, это своего политическая „Монстрация“. И не более того. То есть поддержат только сторонники самого Лоскутова, которым абсолютно без разницы под какими лозунгами или вообще без таковых выходить на улицы», — согласен с ним журналист, редактор НДН. инфо Ерлан Байжанов. «С моей точки зрения, эта акция направлена на PR самого Лоскутова», — считает Байжанов.
Опрошенные Центром политического анализа эксперты убеждены: всерьез говорить о «сибирском сепаратизме» как минимум не вполне корректно.
«Я сам сибиряк и довольно часто бываю в Сибири, не теряю связей с малой родиной. И могу ответственно заявить, что вся проблема „сибирского сепаратизма“ высосана из пальца. Она выдумана усилиями очень узкого круга маргинальных и довольно фриковатых граждан и продвигается преимущественно в интернете. Эти граждане в сети и стараются реализовать свои странные идеи. В интернете вообще можно найти сторонников почти всего чего угодно, в том числе и сибирского сепаратизма», — полагает глава департамента региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов.
По оценке Иванова, в ином смысле никакой содержательной, социологически значимой поддержки у идеи сибирского сепаратизма нет. «Как не и никакой значимой культурной обособленности у населения Сибири. Потому эти идеи не найдут никакой массовой поддержки. Сам Лоскутов более известен в Москве, нежели в огромном Новосибирске», — убежден эксперт.
«Несмотря на то, что в центре Новосибирска две улицы носят имена Николая Ядринцева и Григория Потанина, двух известных деятелей так называемого областничества конца ХIХ-начала ХХ века, то есть за предоставление Сибири автономного режима, идеи сепаратизма разделяют, по моим прикидкам, в лучшем случае только 5 процентов жителей областного центра», — оценивает число потенциальных сторонником Ерлан Байджанов.
А директор консалтинговой компании «Инфо-сфера Консалт» Владимир Леонтьев призывает воздерживаться от употребления термина «сепаратизм» применительно к сибирякам.
«Конечно, в Сибири не было крепостного права и сибиряки потому народ довольно вольнолюбивый. У Сибири есть свой взгляд. И конечно, нужно эту тему всерьез исследовать. Но тема „сибирского сепаратизма“, без сомнений — сильно преувеличена», — считает политолог.
Лоскутов вообще фигура примечательная. Как напоминает Андрей Тихонов «в 2011-м году он эксплуатировал тему якобы имеющей место эксплуатации Сибири в документальном фильме „Нефть в обмен на ничего“». «Фильм вышел откровенно провальным и характеризовался типичной для Лоскутова идеологической невнятицей и сомнительными обобщениями. Публику этот фильм, демонстрировавшийся в широких интеллигентских кругах, разочаровал», — говорит политолог. «Так называемый марш за федерализацию Сибири не имеет под собой никакой опоры в обществе. Это арт-проект Артема Лоскутова и Константина Еременко. Они ребята недалекие, но креативные и не в меру активные. Собственно Лоскутову кроме активности занести себе в актив какие-либо достижения так и не удалось. Он — настоящий современный художник, то есть человек, который к искусству вообще никакого отношения не имеет», — резюмирует Тихонов.