Госдума 22 октября одобрила во втором чтении законопроект о новой модели избрания региональных законодательных собраний. Среди прочего, была принята ключевая поправка – власти Москвы и Санкт-Петербурга получили право проводить выборы в Мосгордуму и Заксобрание Санкт-Петербурга исключительно по мажоритарной системе. Политические эксперты и наблюдатели приняли по-разному электоральные нововведения: одни считают, что «закон Клишаса» позволит укрепить авторитет народных избранников, другие сетуют на то, что от нововведений – как всегда – выиграет власть. Но и с последним тезисом согласны не все политологи.
Изначально так называемый законопроект Клишаса предполагал изменение пропорций смешанной системы во всех субъектах Федерации. Каждому региону предлагалось дать право выбирать пропорцию одномандатников и списочников в «вилке» 25-75%. Однако ко второму чтению в Думе созрела идея сделать исключение для Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь этим мегаполисам дано право самим определять пропорцию между партсписками и одномандатниками. Теоретически власти Москвы и Санкт-Петербурга могут решить, что все 100% депутатов их легислатур могут избираться в одномандатных округах. В частности, идею проведения выборов в Мосгордуму только по одномандатным округам уже поддержал мэр Москвы Сергей Собянин.
Мнения политологов относительно последствий принятого закона для политического ландшафта страны серьезно разнятся.
В частности, генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов считает, что для большой партии, имеющей достаточное количество сильных кандидатов, выборы по мажоритарной системе, принесут только плюсы.
«Новый порядок избрания депутатов московской гордумы и заксобрания Петербурга может создать проблемы только для тех партий, которые или не имеют достаточного количества известных и популярных партийцев или привыкли прятать партийных спонсоров за пределами первой тройки кандидатов, - заявил он. - Это хорошо для любой партии, у которой много конкурентоспособных кандидатов».
Впрочем, далеко не все эксперты считают, что в столице это нововведение принесет успех «Единой России». Дело в том, что вместе с идеей об избрании Мосгордумы исключительно по одномандатным округам, предлагается еще и увеличить состав городского парламента с нынешних 35 до 45 депутатов. Это должно повлечь увеличение числа округов. В свою очередь дробление округов сбивает электоральную «цену» каждого отдельного мандата, что увеличит шансы оппозиционеров на победу. По подсчетам некоторых политологов, чтобы получить мандат, кандидату в округе может хватить всего лишь 15 тысяч голосов москвичей.
«В технологическом плане делаются правильные шаги. Но какова будет реакция той же агитационной машины Навального, мы пока не знаем. Если он поставит задачу бороться с самовыдвиженцами-единороссами, то они окажутся в очень сложной ситуации. По факту партийной поддержки у них нет, но они будут записаны в «партию жуликов и воров». Поэтому, на мой взгляд, схема не до конца продумана и может дать обратный результат», - считает главный редактор информационного агентства «Моссовет», экс-депутат Мосгордумы Юрий Загребной.
Схожее мнение разделяет директор Центра политического анализа Павел Данилин. По его мнению, надеяться собрать подконтрольную и дееспособную легислатуру, полагаясь исключительно на одномандатные округа, для московских властей слишком опрометчиво. Дело в том, что оппозиционные настроения в городе сильны, и местным единороссам вряд ли удастся спрятать свою партийную принадлежность. Виртуальная департизация может сослужить им медвежью услугу.
«Предполагается, что столичные единороссы даже в бюллетенях не будут брендированы «Единой Россией», но даже в этом случае ситуация, в которой они входят в политическую гонку, не позволит им уйти от политической маркировки как провластных кандидатов. Поэтому, выходя на прямую конкуренцию, большого преимущества они не получат», - подчеркнул Данилин.
Ситуация усугубляется тем, что избирательные округа будут «нарезаны» гораздо плотнее, чем на предыдущих выборах. На выборах в Мосгордуму 2009 года в Москве было только 17 избирательных округов (половина от 35 мандатов) и «цена» каждого составляла примерно 500 тысяч голосов. Сейчас таких округов будет 45 (число мандатов было увеличено), что сокращает электорат каждого мандата до 150-170 тысяч избирателей. В таких масштабах оппозиция вполне сможет найти лидеров районного уровня, которые, сыграв на локальных проблемах жителей, смогут уверенно конкурировать с единороссами.
Среди наиболее болезненных территорий для власти Данилин выделяет отдельные районы ЮЗАО, ЗАО, ЮАО, ЮВАО, ВАО, СВАО, САО, СЗАО, ЦАО, то есть, фактически большинства административных округов столицы. Никаких угроз, по его мнению, не таит лишь Новомосковский и Троицкий административные округа, но там проживает относительно мало жителей.
«В этом плане «вилка» 25-75% (соотношение списочников и одномандатников – ред.) была бы оптимальной: с одной стороны роль партийного списка снижена, с другой – сохраняется возможность поиграть на одномандатных округах. Но было принято решение отказаться полностью от списков. Я не уверен, что это решение обосновано»
Несколько иного рода опасения высказывает электоральный юрист, политтехнолог Олег Молчанов. Он согласен, что модель выборов по одномандатным округам выгодна городским властям, которым не придется поддерживать список «Единой России». Однако «для «Единой России» как партии (а не придатка исполнительной власти) тут одни минусы», - говорит он.
«У «Единой России» был один бренд – «партия власти» и «партия Путина». Но что же это за бренд, если его в бюллетенях как партии не окажется?»
Политолог Олег Игнатов, в свою очередь, оценивает ситуацию философски. По его мнению, московская и питерская модель определят дальнейший тренд развития выборной стратегии в стране.
«Это может означать либо реальную ставку на ослабление роли политических партий, либо это ставка на строительство двухпартийной системы в долгосрочной перспективе. В этом случае нас ждут перемены в партийном поле перед 2016 годом. Возможно, что в основе этого лежат тактические решения, которые в любой момент могут быть скорректированы под давлением новых открывшихся обстоятельств. Но что конкретно из этого случится - это самый интересный вопрос», - полагает эксперт.
Подводя итог, можно сказать, что прошедшие недавно выборы мэра Москвы весьма наглядно показали, насколько быстро может измениться электоральная ситуация в столице. Инерционный сценарий московских выборов, на который первоначально рассчитывала столичная власть, был, как известно, сломан в результате жесткого приговора Навальному по делу «Кировлеса».
«Мудрили-мудрили на выборах мэра и все равно увидели совсем небольшой запас прочности у Собянина. От второго тура его отделяли всего 1,5% голосов. Так и новая схема с выборами депутатов – она таит массу подводных камней», - считает бывший депутат Мосгордумы Юрий Загребной.
«Расчет на то, что чисто одномандатные округа и мобилизационная явка приведут к однозначному успеху, не совсем верный», - утверждает Павел Данилин. По его мнению, необходимо вновь сделать пересчеты и просчеты, которые позволят однозначно утверждать, что в ходе предстоящей кампании по выборам в Мосгордуму такая схема будет иметь положительный эффект как для московских, так и для федеральных властей.