Современный анекдот:Сидят в лондонском пабе два российских танкиста. Один другому говорит:
- Эх, а все же информационную войну мы проиграли.
***
Воспитывая советскую молодежь, воинов, выработать у них правило: слух может быть остановлен прекращением его передачи каждым, кто о нем узнает.
Среди множества военных специальностей есть одна, преподавание которой осуществляется хоть и не массово, но все же не афишируясь. Это ВУС-093500 «Офицер психологической борьбы со знанием иностранного языка». В СССР и России 90-х обучение методам психологической борьбы осуществлялось по учебнику Дмитрия Волкогонова «Психологическая война».
На Западе для психологической борьбы есть специальный термин PsyOps.
PsyOps включает в себя значительную часть иститрументов пропаганды, но и не только – туда же относятся диверсионные действия, направленные на создание турбулентности в сознании войск или общества противника. Среди таковых, например, можно перечислить действия под чужим флагом, терроризм использование военнопленных и др.
Однако и в российской и в западной практике психборьбы главное внимание уделяется вопросу деморализации противника невоенными методами и противодействия оному.
Сегодня на наших глазах происходит столкновение двух школ психборьбы – советской, которую представляет Российская Федерация. И гибридной – западно-советской, которую представляет Украина. К сожалению, приходится констатировать, что, если бы не грандиозные успехи российской армии, украинские силы PsyOps могли бы вполне претендовать на преимущество.
О причинах успешного функционирования украинской системы психборьбы, о том, какую роль в ней играют слухи и фейки, а также о том, как бороться с ними, читайте в докладе главы Центра политического анализа, историка Павла Данилина.