В течение двух прошлых недель состоялись съезды партий, претендующих на попадание в Госдуму VIII созыва. Партии определились со списками лиц, за которых они предлагают избирателям голосовать. При этом партии по-разному подошли как к принципам формирования списков в целом, так и к предъявлению топ-линейки.
Формирование партийных списков, конкретное наполнение их лицами зависит от множества факторов. В частности от того, какова партийная структура. Например, списки кадровых партий старого типа, идеологических партий, вроде КПРФ, всегда перенаселены партийными функционерами.
Партии ценностей (мы предпочитаем такой термин, чем catch-all) предъявляют в качестве топ-листа известных лиц, ассоциирующихся прежде всего с тем ценностно-риторическим пакетом, с которым партия идет на выборы. Для "Единой России" как яркой партии ценностей характерно предъявление в качестве первой пятерки известных лиц. В данном случае они ассоциируются с ценностями заботы, защиты, патриотизма и развития.
Партийные топы также отражают еще несколько факторов, которые влияют на поведение партий в предвыборной гонке. Прежде всего, это цели, которые преследует партия и понимание того, как этой цели добиться. Например, "Единая Россия" претендует на конституционное большинство в Госдуме. Ради достижения этой цели партия решилась на существенное обновление депутатской линейки.
Поддержала тренд на обновление и "Справедливая Россия". Но не от хорошей жизни – со старыми списками партия, исходя из электоральных трендов последних десяти лет, партия могла бы не попасть в парламент. Обновление обеспечено за счет слияния СР с двумя другими партийными проектами.
Новые партпроекты при формировании партийных топов ориентировались на узнаваемость своих кандидатов в нишевых группах избирателей.
В то же время, линию на обновление не поддержали часть "старых" партий: для них важнее оказалось не обновление, а распределение мандатов среди ресурсных кандидатов. Попытки "продать билеты на последний автобус" – характерная черта участия ряда партий в нынешних выборах.