* * *
Оглавление
Краткая история праймериз в России
Не повторять ошибок 2011 года
Работа над ошибками
Специфика регионов
Мотивация региональных властей
Процедурные проблемы праймериз
Праймериз Демкоалиции
Риски и проблемы праймериз Демкоалиции
* * *
На прошедшем в начале февраля текущего 2016 года, I этапе XV съезда ведущей на сегодня российской политической партии — «Единой России» одним из центральных в повестке стал вопрос проведения праймериз. Это обстоятельство не удивляет — процесс предварительного отбора кандидатов посредством процедуры предварительного внутрипартийного голосования может стать едва ли не самой серьезной новацией грядущей кампании по выборам депутатов Госдумы и одним из важных факторов, которые в конечном счете приведут к формированию именно такого нового созыва нижней палаты парламента и формированию профиля российской публичной политики на ближайший парламентский цикл.
Потому важно присмотреться к процедурам предварительного голосования и выявить возможные риски, позитивные и негативные сценарии проведения праймериз.
Широко известно, что сам механизм предварительного голосования появился и получил широкое распространение в США, где традиция проведения мероприятия восходит еще к XIX веку. В ХХ веке наиболее известны механизмы проведения предварительного голосования на президентских выборах. Сама процедура на сегодня проработана всерьез, но не является универсальной. Есть несколько форм предварительного голосования — кокусы и праймериз1.
Предварительное голосование отличается по принципу открытости (открытые праймериз, когда участие в них может принять любой избиратель, закрытые — когда принимают участие только члены партии), отличаются и процедуры у различных партий в разных штатах. Долгое время проблемой было своеобразное «соревнование» штатов по поводу даты проведения праймериз. И так далее. То есть — даже при существовании укорененной политической традиции в старой демократии, единообразия в процессе организации, проведения, признания результатов, обязательности победы в праймериз при дальнейшем выдвижении — все это в существенной степени варьируется, отражая сложнейший процесс становления этих процедур в США.
Общим остается лишь принцип — снижения внутрипартийной конкуренции между представителями одной политической силы для того, чтобы кандидаты из одной партии не отнимали голоса друг у друга в рамках противостояния с непримиримыми политическими противниками. Кроме того, в рамках праймериз партии обкатывают наиболее электорально привлекательные тезисы и корректируют свои программы и обещания в зависимости от настроений избирателей. Выявляются и наиболее сильные публичные дискутанты, отрабатывается работа штабов, формируется волонтерская сеть. Таким образом, на момент номинации кандидаты уже получают отлаженную рабочую машину для проведения федеральной предвыборной кампании, а также могут скорректировать ее ход еще до ее начала. Данный механизм, без сомнения, работает и в интересах избирателей, которые получают возможность выбрать наиболее перспективного или близкого кандидата из числа представленных своей партией.
Если пользоваться аналогией из мира телешоу, то праймериз являются своего рода первым этапом отбора кандидатов для суперфинала (по принципу шоу «Голос» или аналогичных телепрограмм). Зритель (в данном случае, избиратель) получает возможность сопереживать наиболее профессиональному или социально близкому исполнителю (в данном случае — кандидату), а, в конечном счете, срабатывает механизм улучшающего отбора и до финала добирается наиболее конкурентоспособный кандидат.
В России практика проведения предварительных голосований пока насчитывает менее десяти лет и еще окончательно не прижилась. Тем более сложно говорить о том, насколько устоялись политические практики такого рода отбора. Пока игроки в российской политике только примериваются к данному инструменту, пытаясь опытным путем найти наиболее перспективные и устраивающие ту или иную политическую силу форматы проведения праймериз. Большинство политических сил пока настороженно относятся к процедуре предварительного внутрипартийного голосования. Опасения их понятны: внятный и очный процесс отбора затруднит для целого ряда партийных лидеров возможность закулисного распределения партийных должностей и мест в списках партии, что, в конечном счете, приведет к кризису лидерского формата партии и (если огрублять) партийного «бизнеса по продаже мест».
_________________
1 — Подробнее о праймериз в США и странах Западной Европы см. в брошюре «Общенародные праймериз — 2011: на пути к демократизации политики» — М., Политический департамент ЦИК «ЕДИНОЙ РОССИИ», 2011.