20 сентября, воскресенье

Звучат голоса, что инвестиции уйдут в сочинскую гальку. Но это не так

02 мая 2014 / 12:25
президент Центра стратегических коммуникаций

Игры как экономический драйвер.

До Олимпийских игр остается уже совсем немного времени. 5 февраля президент России посетит Прибрежную Олимпийскую деревню и примет участие в церемонии приветствия делегации Олимпийского комитета России. Здесь же состоится поднятие флага Российской Федерации. Глава государства также пообщается со спортсменами российской сборной и осмотрит инфраструктуру деревни.

На фоне бравурных разговоров об Играх все чаще звучат голоса, что инвестиции в инфраструктуру уйдут в сочинскую гальку. Но это не так.

Рассматривание сочинского проекта исключительно как проекта подготовки к Олимпийским играм условно, как собственно говоря, и большинство Олимпиад. Для того чтобы провести Игры острой необходимости в некоторых возведенных объектах нет. Но при этом стоит отметить, что при подготовке к Олимпиаде как таковой произошла серьезная и глубокая модернизация некоторых объектов, другие, в том числе инфраструктурные узлы, были построены с нуля.

Считается, что Олимпийские игры больше всего дают инфраструктуре и, прежде всего, туристическому сегменту. Игры также серьезно стимулируют малый и средний бизнес, особенно в период проведения соревнований. Кроме того, Игры обеспечивают трафик транспортным компаниям, авиа и железнодорожным перевозчикам. Олимпиада в какой-то степени формирует позитивный имидж для инвестирования в регион.

Если вспомнить об Олимпийских играх, зимних и летних, то можно увидеть, что ряд стран постарались эффективно использовать этот фактор для усиления своих экономических позиций. Характерные примеры – Лондон и Пекин. Причем обе Олимпиады критиковались достаточно серьезно, а пекинские игры еще больше, чем предстоящие сочинские. Тем не менее, Пекин использовал все инфраструктурные объекты с двойным назначением. Например, в них проводятся выставки. В Пекине к Играм также было создано большое количество жилищного фонда. А в Лондоне под Олимпиаду модернизировали целый район, на что было трудно отыскать финансирование, если бы Игры там не проводились. Игры в обоих случаях также стимулировали приток туристического трафика в страну.

Есть, конечно, и другие примеры. Причины – неудачное расположение объектов, как в случае с Грецией. Но в большинстве своем при правильном направлении ресурсов Игры могут стать эффективным драйвером роста.

Если же говорить о нашей Олимпиаде, то сочинский проект фактически реализуется в рамках более старого проекта по созданию туристического кластера на южном контуре. Дело в том, что в России мало распространен внутренний пляжный и горный, зимний туризм, если, скажем, сравнивать с США или Китаем. Сочиский кластер в этом перспективе выглядит потенциально эффективным, поскольку он позволяет развивать и пляжный, и зимний сегменты туризма. Собственно, из-за того что слабо развивалась черноморская ривьера, основными направлениями пляжного туризма все более и более часто становились Турция, Египет, Крым, дешевая (когда-то) Греция. Все это свидетельствует о том, что необходимая инфраструктура для внутреннего туризма не была построена в полном объеме.

То же касается и зимних видов спорта. Здесь был недостаточным номерной фонд. Именно с этим было связанно то, что значительная часть туристического трафика уходила из России во французские и швейцарские Альпы, Болгарию. В нашем Домбае туристический трафик был очень небольшим.

Олимпиада – способ сделать страну инвестиционно более привлекательной. Игры – это еще и информационный драйвер, поскольку в мировых СМИ повышается количество упоминаний о стране. Таким способом формируется среда для делового общения. Под Олимпиады часто модернизируются аэропорты - так делает большинство стран. Для Игр строятся объекты двойного назначения, которые затем превращаются в современные конгресс- и бизнес-центры, строится заново и реконструируется внутренняя инфраструктура, в том числе улучшается пригородное сообщение. А в Сочи также совершенствовалась и инженерная инфраструктура.

Но Игры формируют не только туристический и деловой трафик. Олимпиада поддерживает и соседние регионы. Дело в том, что южным российским регионам не хватает денег. Большинство национальных республик, которые расположены в этой зоне, недофинансированы, они являются дотационными, там высок уровень безработицы. Соответственно, создание мощного опорного кластера может стать якорем для привлечения инвестиций и решения финансовых вопросов смежных с Краснодарским краем. Так что, проводя Игры в Сочи, мы стимулируем инвестиции на региональном уровне, страхуем риски, связанные с ростом задолженности среди регионов России.

В случае с Сочи не стоит забывать об увеличении занятости в регионе и стимулировании российских компаний. Олимпиада в Сочи (что бы недоброжелатели ни писали) придала новые стимулы для роста национальной металлургии и инфраструктурного строительства.

Игры в Сочи несомненно стали драйвером экономического роста и смогут потенциально обеспечить экономическую базу для роста в будущем. Другое дело, что необходима очень серьезная и взвешенная экономическая политика, для того, чтобы действие этого импульса, который будет задан в феврале, было как можно более эффективным, чтобы он не затух через два-три квартала.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика