Цены на нефть после удара по Сирии вырастут, но немного и ненадолго.
Я не согласен с мнением о том, что с экономической точки зрения конфликт в Сирии выгоден для России, поскольку цены на нефть будут расти.
Многие западные консалтинговые структуры делают прогнозы, согласно которым нефть вырастет до 150 долларов за баррель, их прогнозы повторяют чиновники. Я думаю, что если состоится ракетный удар по Сирии, то цены будут вести себя следующим образом: сначала они повысятся, но не так резко, до 150 долларов они могут и не дойти, но это влияние будет коротким, и рынок потом будет отыгрывать назад. Причиной тому является тот факт, что Сирия не является игроком на рынке нефти, это не Кувейт, не Ирак, не Ливия. То есть, если мы посмотрим на рынок товарной нефти, что есть Сирия, что ее нет – никакой роли это не играет. Сейчас взбрасываются слухи, что в Сирии якобы нашли какие-то запасы нефти, но, во-первых, этой байка, во-вторых, запасы это одна история, а добыча и экспорт – совершенно иная.
Поэтому будет рост цен на нефть за счет общей нервозности и фактора войны. Это очень серьезный конфликт и все товарные рынки прореагируют на него ростом цен. То есть будет «военная премия», серьезной повышательной реакции не будет, спекулянты сыграют на конфликте, но рост будет умеренным.
Есть одна оговорка. Мой прогноз в 120-130 долларов за баррель основан на том, что конфликт сохранится только в территориальных границах Сирии, не затронув Иран, Саудовскую Аравию.
Если конфликт в конечно итоге спровоцирует войну Ирана с Саудовской Аравией, то это будет совсем иная история со своим сценарием. Тогда 150 долларов будет детской шалостью, и стоит говорить скорее о 250-300 долларах.
Если говорить об экономических выгодах России, то если мы рассматриваем сценарий 150-200 долларов, это нам дает краткосрочный приток денег в казну, но стратегически проигрывает нефть, а это нам совершенно не нужно. Как только цены растут до 150-200 долларов, в мире начинается истерика с криками о том, что давайте искать альтернативные источники энергии. Мир относительно привык к цене в районе 100 долларов за баррель, эта цена психологически комфортна и нам, России, это выгодно. Цена в 100-120 долларов вполне отражает наши бюджетные интересы. Наша задача, чтобы цена не падала, но не в наших задачах разгонять эту цену до уровня 200-250 долларов, когда начинается отторжения нефти как коммерческого товара.