20 апреля, суббота

Впервые на моей памяти был так очевиден всенародный искренний характер Дня Победы

15 мая 2013 / 17:18
генеральный директор издательства Praxis

День Победы праздновался в «новой России» в течение всех последних 20 с лишним лет.

День Победы праздновался в «новой России» в течение всех последних 20 с лишним лет. Военные парады были и при Ельцине, и при Путине, но такой истерической реакции «передовой столичной общественности», как в этом году, они ранее не вызывали. Именно в этом году уровень истерики, негативных высказываний, прямой лжи и даже клинической агрессии и по поводу парада и по поводу самого праздника превысил все допустимые пределы.

Не хочу цитировать здесь все эти безумные высказывания в стиле «сейчас пили бы баварское, и жили бы как в Европе». И если к западным голосам и оценкам в таком духе мы уже привыкли, то тот «накал борьбы» с этим, казалось бы, священным для каждого жителя нашей страны праздником, который выдала в этот раз отечественная профессиональная интеллигенция, просто превысил все допустимые санитарные нормы.

На мой взгляд, это знаковая, и, безусловно, положительная тенденция. Положительная потому, что столь истерическая реакция на, казалось бы, привычный и признанный праздник, подчеркивает те системные изменения, которые сегодня разворачиваются и в России, и на всем постсоветском пространстве. При Ельцине все эти марши, танки и самолеты никого не беспокоили, и именно потому, что страна уверенно катилась под откос, армия разваливалась, раздувались региональные суверенитеты, таял международный статус страны и т.д.

Сейчас же ситуация медленно, но меняется, армия постепенно становится из бутафорской вновь боеспособной силой, во внешнюю политику возвращаются признаки реального суверенитета, развиваются, пусть медленно, но неуклонно, процессы интеграции на евразийском пространстве. Очевидно, что именно эти объективные тенденции и вызывают те приступы агрессии и истерии, которые мы могли наблюдать в информационном и общественном поле всю последнюю неделю.

У меня даже возник следующий образ при наблюдении за событиями в информационном поле: как будто отодвинули, наконец, старый шкаф или обработали его инсектицидами, и оттуда вдруг толпами ринулись на поверхность различные насекомые, которые прижились и расплодились там за последние годы. Они чувствовали там себя вполне уютно, расплодились, но до поры проявляли лишь умеренную активность, а сейчас вдруг припекло, и они, наконец, все выползли на поверхность. Так что зрелище и действо конечно не из приятных, но для наведения порядке в нашем доме объективно необходимое и полезное.
Также важной особенностью реакции на праздник, явилось, на мой взгляд, поведение и реакция так называемых русских националистов, в особенности национал-демократического их крыла. Эти реакции разнились от скорбного молчания до тихого или же откровенного сожаления по поводу «упущенного в 1940-е «исторического шанса»». Чувствовалось, что многие разрывались между нежеланием солидаризироваться с откровенными демшизоидами и русофобами в отрицании великого национального праздника, и тайным, или же явным, сожалением по поводу того, что Победа укрепила роль и престиж СССР и лично И.В. Сталина, и сегодня является мощнейшей стартовой площадкой для возрождения и продолжения на новом уровне этого мощного интеграционного евразийского проекта.

Здесь, в контексте такого мощного и всенародного празднования Дня Победы их, образно выражаясь, и накрыл мощнейший когнитивный диссонанс, так как данная историческая точка как раз стала точкой столкновения проектов общеевропейского и русско-советского. Нас хотели насильно интегрировать в тогдашнюю «Единую Европу», но ничего не вышло, СССР – Россия оказался больше, крепче, значительнее, и сам интегрировал значительную часть этой Европы. Именно этот простой, но неоспоримый факт и разрушает основу националистических в целом и нацдемовских в особенности идеологических конструкций. Россия оказалась больше, значительнее Европы во всех смыслах, и включаться в последнюю отказалась, и сегодня эта восстанавливающаяся тенденция России именно на самостоятельное развитие в качестве плацдарма новой евразийской интеграции вновь обретает силу и материальное и наглядное выражение, в том числе – и в виде прекрасного убедительного военного парада, и в виде всенародного искреннего празднования Дня Победы.

Здесь необходимо отметить еще один важный момент прошедшего праздника – пожалуй, впервые на моей памяти был так очевиден именно его всенародный искренний характер. Люди буквально заполонили все улицы и площади Москвы. Было видно, что людьми движет какое-то глубокое внутреннее и искреннее чувство, и что эти всенародные празднования, песни, танцы на улицах, спонтанные поздравления ветеранов, не инициированы никакими властями, мэриями или управами, а идут именно от искреннего и коллективного ощущения праздника и чувства всенародного единения по поводу этого праздника. Возможно, тут присутствовало и искреннее, пусть и не всегда осознанное, стремление возродить то социальное единство, которое было ключевой характеристикой страны, победившей в войне.

Также нельзя не отметить и тот масштаб, а также народный, общественный характер празднования Дня Победы, который мы могли наблюдать во многих постсоветских странах. И здесь, несмотря на безразличие или даже откровенно враждебную политику ряда местных властей, праздник прошел как никогда ярко, масштабно, искренне, и также был инициирован в основном именно простыми людьми, общественными организациями, отдельными гражданами, небольшими подвижными и активными политическими партиями. Это можно сказать и об Украине, и о Молдавии, и, что особенно отрадно, о прибалтийских странах, где празднование Дня Победы стало и своеобразной формой общественного протеста против мелочной и убогой профашистской политики официальных властей.

При этом и в постсоветских странах, так же, как и в России, можно было наблюдать отсутствие, пассивную роль, а иногда и провал так называемых «легальных» «системных» сил и структур пророссийской направленности – партий, фондов, институтов, которые, казалось бы, и должны были стать главными инициаторами и организаторами праздника, и наоборот, - системный рост низовой активности граждан, небольших объединений, групп, общественных организаций пророссийской и интеграционной направленности, которые и стали подлинными акторами, организаторами и участниками прошедшего празднования.

Таким образом, и в России и на всем постсоветском пространстве, на примере празднования Дня Победы, и реакции на этот праздник, мы могли наблюдать схожие тенденции.

Эти тенденции можно обобщить следующим образом. Позитивные изменения и тенденции в развитии России становятся явными, системными и долгосрочными, что и вызывает активную негативную реакцию оппонентов как во внешнем мире, так и, что особенно важно, - внутри страны. Истерический и панический характер негативной реакции на абсолютно позитивный общенародный праздник подчеркивает, что в целом, несмотря на досадные проволочки, топтания на месте, ошибки, страна, наконец, начинает двигаться в правильном направлении, и что это движение должно быть продолжено. Общенародный, общественный по преимуществу характер празднований Дня Победы, как в России, так и на постсоветском пространстве, подчеркивает разворачивающийся процесс смены политических конструкций и механизмов. Официальные и государственные структуры, «системные» партии, институты, бюрократии, как в РФ, так и в других постсоветских странах, не успевают за общественными тенденциями и изменениями, и скоро будут вынуждены уступить свое место новым современным и адекватным нынешним задачам и нынешней ситуации политическим силам.

Удивительная синхронность общественных реакций и процессов вокруг праздника на всем постсоветском пространстве подчеркивает тот факт, что и ментально, и культурно и во многом политически это пространство по прежнему остается единым организмом, и интеграционные тенденции по его объединению носят не искусственный, а глубоко обоснованный и общенародный характер, люди сами на своем уровне начинают работать на интеграцию, и политики будут просто вынуждены подстраиваться под эти объективные общественно-политические процессы.

Реакция во внешнем мире, и на праздник, и на одновременное ужесточение российской позиции по Сирии, подчеркивает правильность и необходимость для нашей страны избранного курса на дальнейшее развитие и укрепление реального суверенитета, на возрождение страны по всем ключевым параметрам.
Таким образом, празднование Дня Победы в 2013 году, на мой взгляд, стало явным смысловым водоразделом, при прохождении которого стали очевидными, явными многие важные тенденции и процессы, происходящие с нашей страной, четче определились позиции ее друзей и врагов, яснее проявились пути ее развития.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика