19 марта, вторник

Возвращая медицинский суверенитет

30 марта 2023 / 17:40
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Сегодня Владимир Путин по видеоконференцсвязи обратился к специалистам, запустившим фармацевтические заводы в Петербурге, Саранске и Калининграде.

Пожалуй, это историческое событие, пусть многие и не отдают себе в этом отчет. Президент заявил сегодня: «Нам важно увеличить выпуск российских субстанций, повысить долю отечественных препаратов на внутреннем рынке, в том числе оригинальных».

Что означают его слова?

На 2021 год лишь 6% субстанций для стратегически важных лекарств производились в России. А если говорить про жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), то цифра самообеспечения составляла 8%.

В ЖНВЛП 450 препаратов, получаемых посредством химического синтеза, но лишь для 80 из них субстанции делаются на территории России.

В мире есть 4 страны-лидера, которые обеспечивают весь мир субстанциями. Китай, Индия, Испания и Швейцария. При этом до пандемии Китай был абсолютным лидером поставок субстанций в Россию — 51,7% в натуральном объеме и 17,9% в денежном выражении. Россия импортировала из Китая 299 наименований, 90 из которых производятся только в Китае. Индия поставляла в Россию 234 субстанции, 58 из которых уникальны (26% сырья в натуральном объеме и 11,6% в денежном выражении).

Забавно, что именно СССР создал в Индии фарминдустрию, в том числе и по производству субстанций, построив в 1969 году завод в Хайдарабаде.

И вот, сегодня Россия начала возвращать себе медицинский суверенитет. Серьезные меры предпринимались и ранее – с конца 2019 года. Но только в 2022 году стало понятно, что без суверенитета в этой отрасли нам никуда. И успехи уже есть.

В 2022 году в России были импортозамещены более 40 важнейших лекарств.

Например:

  • 6 препаратов из группы противоопухолевых и иммуномодуляторов (ибрутиниб, ленватиниб, пембролизумаб, пирфенидон, третиноин, эрибулин);
  • 5 препаратов для терапии заболеваний дыхательной системы (бутамират+гвайфенезин, гликопиррония бромид, гликопиррония бромид+индакатерол, флутиказон, эбастин);
  • 5 препаратов из группы противомикробных (нирматрелвир, нирматрелвир+ритонавир, позаконазол, эртапенем, этравирин).

Из перечня стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС) в России с 2022 года производятся:

  • антикоагулянт дабигатрана этексилат;
  • гипогликемическое средство дапаглифлозин;
  • противоопухолевый ибрутиниб;
  • моноклональное антитело пембролизумаб;
  • противоопухолевый третиноин;
  • противоопухолевый эрибулин;
  • средство для терапии ВИЧ этравирин.

И вот сейчас мы делаем важнейший шаг по обеспечению нашей и не только нашей фармпромышленности медицинскими субстанциями. По сути дела, закладываем фундамент в наш медицинский суверенитет.

Ранее президент России Владимир Путин поручил правительству принять меры для предотвращения возникновения дефицита препаратов на случай ухода иностранных фармкомпаний с российского рынка. Также президент поручил Минпромторгу и Минздраву принять меры, направленные на обеспечение наличия запасов наиболее востребованных системой здравоохранения лекарственных препаратов, в том числе в периоды подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. И эти меры приняты.

Но, конечно, нужно двигаться дальше.