Воздушно-космические силы России приведены в высшую степень боеготовности. Произошло это внезапно, утром 7 февраля.
В стране полностью заняты усиленными сменами командные пункты ПВО, запитаны резервные системы, солдаты и офицеры заняли места согласно боевому расписанию. Отдельно тревога была объявлена по ракетным комплексам ПВО.
Всё это было названо внезапной проверкой.
О том, что это не война на пороге, а лишь внезапная проверка – признанный весьма эффективным вид войсковых учений, - объявил министр обороны Сергей Шойгу.На селекторном совещании в Москве он информировал, что с 9:00 началось исполнение мер по приведению в высшую степень боевой готовности всех органов военного управления, соединений и воинских частей ВКС. Это сделано во исполнение приказа верховного главнокомандующего ВС РФ президента России Владимира Путина.
"При проверке особое внимание необходимо уделить состоянию боевого дежурства, развертыванию систем противовоздушной обороны на военное время и готовности авиационных группировок к отражению агрессии. Со всеми проверяемыми воинскими частями, подразделениями провести тактические учения и контрольные занятия", - приказал Шойгу.
Ряд комментаторов, особенно в социальных сетях поспешила это связать с некоей подспудно бродящей по умам информацией, будто именно на февраль кем-то намечен "большой барабум" – чуть ли не мировая война.И будто бы связано это окажется с новым обострением обстановки на Донбассе, которое будет вызвано массированным штурмом позиций ополченцев украинскими войсками, последующим их прорывом и оккупацией Донецка и Луганска. Такие планы будто бы и были отрепетированы недавней бессмысленной и кровопролитной атакой вооружённых отрядов Украины на Авдеевскую промзону – действительно бессмысленной, если не признать её разведкой боем. Тогда всё связывается – и безнадёжное бросание в огонь взводных тактических групп, когда там и ротных было мало, и массированное применение всех калибров, и украинские танки, стреляющие из-за жилых домов Авдеевки и тут же прячущиеся за стенами многоэтажек.
В ту же "копилку" тяжёлых ожиданий начали ложиться и сообщения о концентрации Украиной новых войск возле Донецка и Мариуполя, о переброске большого количества военных понтонов на Северской Донец возле Станицы Луганской, об усилении карательных батальонов из украинских нацистов вдоль линии соприкосновения.
"Это не реалистичный сценарий, - заявил в ответ на это один из наших источников на Украине, знакомый с тамошней политической изнанкой. – Без одобрения США или хотябы Германии Порошенко ни на какое серьёзное обострение не решится, тем более – на военную операцию. Максимум, что нужно сегодня всем киевским элитам, - это поддержание обстановки на Донбассе в состоянии лёгкого горения. Тогда, по их мнению, Запад просто не решится отказаться от поддержки Киева хотя бы из соображений не дать выиграть Москве".
При этом никакого одобрения подобных действий Киева со стороны Запада в ближайшее время ожидать не следует, высказал мнение источник. "Трамп заявил только что, что ему не хватает информации о том, что реально происходит в Донбассе и на Украине, и он хочет сначала как следует изучить обстановку, - отметил наблюдатель. – Европа без одобрения Трампа тоже не дёрнется, а Трампу для выработки собственного мнения обязательно надо будет узнать позицию России. Так что до встречи Трамп – Путин войны точно не будет, а дальше многое будет зависеть от того, как они поговорят".
Тогда вопрос по поводу внезапных учений ВКС повисает в воздухе. Дело в том, что практика внезапных проверок боевой готовности Вооружённых сил началась в России в 2013 году. Особенной частоты и размаха они достигли в 2014 – 2016 годах, когда по тревоге одновременно поднимались целые военные округа, а то и не один. Учения выходили на уровень оперативно-стратегический, в них участвовали десятки тысяч военнослужащих с соответствующим привлечением техники, а также сил флота и ВКС. Эти учения вызвали немалую тревогу в стане "оппонентов" и от настоящей паники их спасало то, что с этими проверками не сопрягались внезапные проверки Сил ядерного сдерживания, которые таким же образом тренировались отдельно.
При этом военные специалисты отмечают, что такая форма учений очень прилично подняла боеготовность не только армии, но и гражданских властей. Как бы парадоксально ни звучало сочетание "боеготовность гражданских", тем не менее без неё и военные не могут полностью отрабатывать свои задачи. Достаточно напомнить, что во время первых проверок выявились очень серьёзные огрехи – где-то запасные аэродромы были едва ли не разобраны под застройку, где-то власти отказывали военным в доступе на необходимые объекты, где-то что-то запущено до неандертальского состояния. А где-то местное начальство просто дерзило федеральным властям, мысленно покручивая пальцем у виска – мол, нашил забаву, когда тут свои заботы…
Результат не замедлил сказаться на карьерах и судьбах –кто-то, кто поумнее, взлетел, кому-то, кто поленился вовремя перестроиться, кое-что нашли в прошлом, после чего сильно осложнили настоящее и перечеркнули будущее. А в самом большом результате – том, который важен для всей страны и её народа – получилось, что уже через год военные и гражданские власти действовали в унисон. И тем самым оказалась практически отработана государственная технология встречи любого внезапного нападении во всём военно-политическом взаимодействии. И можно лишь вспомнить по этому поводу, как в одной из военных проверок поучаствовали даже правительственные гражданские ведомства… Так и называлось: проверка "готовности федеральных органов исполнительной власти к работе в условиях военного времени". И участие в ней приняли такие "киты"как Минфин, Минпромторг, Минкомсвязи, Росрезерв и Банк России.
Но тогда следующий вопрос. Тогда реально было кому подуть на разгорячённый лобик и охладить воинственный пыл демонстрацией силы, а также военно-политического взаимодействия внутри России. У многих бурлили в душе соблазны поставить "зарвавшуюся Россию" на место. Агрессивна, мол, оказалась.
А сегодня-то? Да с ВКС? Что там проверять – они ж личный состав вообще через реальные боевые действия в Сирии пропустили! Их ещё раз проверить, как они бомбить умеют? Или это всё же что-то означает – сигнал кому-то?
"Да, ничего это не означает – просто проверка ВКС, - возразил известный российский военный обозреватель Виктор Литовкин. – Просто проверка. Проверка, как они летают, как керосин используют, как они перебрасывают силы и так далее. А что касается опыта Сирии – это же не означает, что они получили карт-бланш нести службу как захочется. Проверки проводятся для того, чтобы постоянно поддерживать готовность на случай если не сегодня-завтра война. И к ней должны быть готовы все, а не только та часть персонала, что прошла через Сирию. Система должна быть готова, а не только люди".
Сегодня в системе ВКС служит 430 тысяч человек – 135 тысяч в ПВО/ПРО, 145 тысяч в ВВС и 150 тысяч в Космических войсках. В боевом составе авиации 982 истребителя, 198 бомбардировщиков, 308 штурмовиков, 157 разведчиков и даже 143 самолёта-амфибии.Кроме того, 283 военно-транспортных самолёта, 40 - дальней радиолокационной разведки, больше 1400 вертолётов разных видов.
Цифры эти, конечно, не окончательные, ибо ВКС находятся в постоянном развитии. Так, только недавно пришло сообщение, что они получат в текущем году ещё 16 бомбардировщиков Су-34. Тех, которые весьма хорошо зарекомендовали себя в Сирии. Ещё должно быть поставлено 92 таких самолёта, а всего, как сообщали ранее в минобороны, там планируют закупку около 200 бомбардировщиков Су-34.
Из недавней же информации – на заводе РСК МиГ в подмосковных Луховицахпрошла выкатка нового истребителя МиГ-35, каковое событие пресса уже успела назвать исторической. Эти модели должны постепенно заменитьодно из двух ядер российской авиации – лёгкого фронтового истребителя МиГ-29, который летает уже 35 лет.Конечно, и МиГ-35 скептики называют "глубокой модернизацией 29-го", но всё же в нём применён ряд решений, которые делают его машиной поколения 4++. После устранения ряда выявившихся недостатков этот самолёт значительно превысит по боевым и манёвренным возможностям характеристики своего прямого американского оппонента – F-16.
И вообще система ВКС сегодня довольно усиленно развивается, указывают военные эксперты. Во-первых, та же Сирия указала не только на достоинства, но и на недостатки в системе. Следовательно, их надо устранять, и на сей счёт уже существуют недвусмысленные приказы минобороны. Во-вторых, ВКС объёмно увеличиваются – в них поступают новые самолёты, заменяется радиоэлектроника, подтягиваются современные технические средства. Наконец, главное –тот же ценнейший опыт Сирии гораздо удобнее передавать по всей толще войск именно в ходе учений, приближенных к боевым. В том числе – и через встряхивание внезапными проверками боеготовности.