26 апреля, пятница

Вечный солдат империи

23 февраля 2017 / 13:38
политический обозреватель «Царьград ТВ»

День защитника Отечества корнями вырастает из советского Дня Советской Армии и Военно-Морского флота.

Все это помнят, как все знают, что ещё в советские времена этот праздник из чисто военного и чисто советского эволюционировал в столь недостающий в отечественном календаре день мужчин.

Одновременно он, впрочем, остался и праздником военным. Это тоже естественно, потому как в русском национальном сознании понятия мужчина и воин достаточно близки, и что мальчики станут солдатами было само разумеющимся ещё в очень недавнее время. И это правило, судя по новейшим тенденциям, сегодня возвращается. Во всяком случае, с прошлого года отмечается превышение желающих служить в армии над её кадровыми потребностями.

Но коль скоро это так, то почему до сих пор общественное внимание уделяется в этот день в основном советскому и новейшему периоду армейской истории? А ведь это заметно даже по ежегодно возобновляющемся тягучем ковырянии в теме, что же конкретно мы празднуем 23 февраля. Ведь победы в этот день никакой не было! Наоборот, немцы предъявили ультиматум, который в ночь на 24 февраля и был принят. Но наступление Германии продолжалось ещё аж до 4 марта. А красные матросы из-под Нарвы бежали аж до Саратова. А приурочивание праздника именно к данной дате ещё Ворошилов признавал случайным…

Собственно, выход из этой дилеммы – да, день выбран случайно, но мужчинам и воинам нужен свой праздничный день! – и был предложен прекрасным переименованием из чисто армейского в день защитника Отечества. Но тогда появляется и необходимость если не развернуть, то окунуть прежний советский праздник в долгое и славное русское воинское прошлое. Чтобы действительно каждый мальчонка, которому одноклассницы дарят солдатика, по сути, авансом, знал и чувствовал, что он, будущий воин, стоит и стоять будет на героическом фундаменте, поставленном подвигами предков.

 

Щит на вратах Царьграда

Первое в истории достоверное известие о русском военном предприятии относится к 860 году. В том году, 18 июня, флот неких русов, народа дотоле неизвестного, обложил с моря столицу Ромейской империи Константинополь, а русское войско взяло город в осаду, начав в зачистки прилегающих к нему окрестностей. Предприятие, надо сказать, было предельно отважным и в значительной степени дерзновенным: Константинополь был тогда крупнейшим городом мира, столицей крупнейшей тогдашней империи, городом с населением минимум в сотню тысяч человек. Напасть на него на 200 лодках по 40 воинов в каждой –этим ребятам надо было очень верить в себя и в свою непобедимость. Так ведь ещё и действительно едва не взяли! Известная всем легенда о щите на вратах Царьграда – это оттуда, из той истории! Во всяком случае, заставили ромеев откупиться.

Да, агрессия. Но что было делать: время было такое, международный туризм везде тогда был на самообеспечении–завоевал, посмотрел, окупил "экскурсию". Иной вариант тоже рассматривался: при неудаче заплатил жизнью – или свободой.Но во всяком случае из этой поездки русские воины впервые привезли и вечные ценности - уже через 7 лет было объявлено: "Даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды".

 

Былинные защитники

Из подобного рода военизированной "экскурсии" пришло на Русь и второе, уже широкое общенародное крещение – взяв на щит ромейский Херсонес, князь Владимир крестился там сам и затем крестил в Киеве свой народ. Со времени князя Владимира вошли в национальное сознание и уже персонифицированные образы защитников Отечества. Это былинные богатыри, в которых отражены реальные прототипы выдающихся бойцов Древней Руси. Добрыня Никитич – дядя князя Владимира, соратник и помощник в крещении народа русского.Илья Муромец –выдающийся воин, защищавший Русь от половцев и реально делавший нечто похожее на описанное в былинах: например, в битвах на Орели и Хороле в 1184 году не без его участия убито и пленено 14 только ханов половецких. Алёша (точнее, Александр) Попович – ростовский воин, призвавший других богатырей русских не участвовать в княжеских усобицах, а служить защите всей Руси; в составе отряда из "70 храбров" он и пал в несчастной битве при Калке в 1227 году…

Реальные прототипы учёные находят и у других былинных героев – Дуная Ивановича, Вольги Святославича, Василия Буслаева, Яна Усмошвеца и других. И самое важное – что богатыри-защитники в истории русской плавно и без зазоров переходят из легенд в реальную действительность и обратно. В одной битве с Александром Поповичем участвовал князь Даниил Галицкий, был ранен. Впоследствии он защищал южную Русь во время татаро-монгольского нашествия; не очень удачно, но и не капитулируя окончательно. А с ним в сложной той политической обстановке взаимодействовал Александр Невский. Князья не сошлись, правда, во взглядах на то, как жить дальше в условиях, когда монгольские орды нависают над Русью, но оба отстаивали Отечество, как считали правильным.

Видимо, путь, по которому пошёл Александр, оказался более правильным, раз северо-восточная Русь, хоть и в условиях вассалитета пред Ордой, но сохранила себя и свой суверенитет, а Южная государственность потеряла. Но это неважно – как воины и как защитники оба сделали всё возможное в тех условиях. И сбережённая своими защитниками в самые тяжёлые времена Русь снова поднялась, а затем и снова вернулась на отторгнутые у неё было земли предков по Днепру и обоим Бугам…

 

Подъём к Империи

Безусловно, история защиты Отечества на Руси не может обойтись без воспоминания о битве на Куликовском поле. Ибо в ней, в куликовской Победе, родилась будущая Россия, сложился из русского этноса русский народ, единый и непобедимый, пока единый.С неё, с этой битвы, начался путь к будущей империи, которая редко кого завоёвывала, но всегда жёстко спрашивала с тех, кто пытался завоевать её. Которая всегда долго защищалась, но когда мера терпения иссякала, однажды приходила и наводила порядок. Так было в истории с татарскими налётами на северо-востоке, с крымско-татарскими набегами на юге, с польско-литовской агрессией на западе, с тевтонско-ливонскими и шведско-датскими атаками на северо-западе – так было по всему периметру.

Да, это был поразительный пример постоянной обороны, постоянного отбивания от врагов со всех сторон, которые заканчивались приращением территорий за счёт нападавшего. До сих пор это рвёт шаблоны русофобам, которые и хотели бы поиздеваться над таким парадоксом, но – не могут. Потому что всем без исключения бывшим агрессорам в составе империи жить становилось лучше, чем раньше, чем при набегах на неё.

Потому что это была странная империя. Она поднималась не за счёт эксплуатации завоёванных окраин или разграбления заморских территорий. Она поднимала окраины до своего уровня – и нередко (а вернее, постоянно) за счёт имперского центра. И защищала их – всегда. Всеми силами и всем своим достоянием. И потому защитником Отечества становился каждый мужчина – не только тот, кто отбивал врага на фронте, но и тот, кто шёл на тяготы и жертвы в тылу. А в особо грозных и тяжёлых случаях и сам брался за оружие. И побеждал.

И это тоже – из достаточно далёкого прошлого. Первые полки регулярной армии – стрельцов – создал ещё Иван Грозный. Но сами по себе они тоже были своеобразной формой "всеобщего вооружения народа" – слобожане, домохозяева, ремесленники, даже купцы в свободное от службы время, стрельцы представляли собою то "почвенное" ополчение, которое будет до последнего биться за свой дом, очаг, отечество. И вместе с поместным дворянским воинством, куда каждый владелец надела обязан был являться "конно, людно и оружно" они и образовывали то национальное имперское войско, которое позволяло России при том же Иване Грозном вести одновременно три войны на три фронта. И во всех – побеждать. А в конечном итоге те самые стрельцы – при всех их недовольстве Петром Первым – стали основой для новой имперской армии, будучи переформированы в регулярные полки. А помещики стали офицерами. И все они продолжили традиции защиты и победы.

 

Каждый из вас есть спаситель Отечества!

Далее продолжалась истории, более или менее знакомая всем. Гвардейцы Петра Первого получившие красные сапоги как элемент униформы в ознаменование того, как стояли вод шведскими ядрами по колени в крови своих павших товарищей. Солдаты Елизаветы, просто и грозно побеждавшие пруссаков Фридриха Великого, в хвост и гриву гонявших армии всей Европы. Чудо-богатыри Екатерины, Потёмкина и Суворова, умевшие громить впятеро превосходившего противника. Эпические бойцы Кутузова, отстоявшие Россию от Наполеона так, что он из 640 тысяч введённых в неё войск вывести сумел всего 30 тысяч. Воины Дибича и Паскевича, отстоявшие Кавказ, защитники Севастополя, не победившие, но нанёсшие врагу такой урон, что он ушёл, по сути, ни с чем. Наконец, солдаты Первой мировой и Великой Отечественной, воины-интернационалисты, освободители Чечни от ваххабизма, нынешние защитники Донбасса – не легион имя им, а легион легионов.

И конечно же, на этом фоне каждый русский мужчина сегодня – защитник Отечества. Пусть потенциальный, пусть не сознающий этого, пусть даже не желающий сознавать. Не важно – история доказывает, что когда страна позовёт, за неё встанут практически все. Генетика заставит. И значит, можно без всякого допуска и пафоса, просто опираясь на собственную тысячелетнюю историю защиты родины, перефразировать слова фельдмаршала Кутузова: "Каждый из вас есть защитник Отечества. Россия приветствует вас сим именем!"

Источник


тэги
читайте также