28 марта, четверг

Сочи - бюджетный мегапроект

03 марта 2014 / 16:59
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Сочи - бюджетный мегапроект.

Вчитываясь в скупые строчки бюджета России на 2013 год, удивленно замечаю, что общие расходы на организацию и проведение Олимпийских, Паралимпийских игр в Сочи, саммита G8, а также на общее развитие сочинского туристического кластера составляют порядка 70 млрд рублей (если приплюсовать докапитализацию ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на 790 млн рублей). Казалось бы, можно заявить, что цифры, которые назывались руководством страны в 100 млрд рублей государственных затрат за весь период, не соответствуют действительности, если только за один 2013 год было потрачено 70? Однако давайте не будем торопиться.

Цифра в 100 миллиардов, как справедливо указывал вице-премьер Дмитрий Козак, относилась именно к строительству олимпийских объектов, а также к организации и собственно проведению Олимпиады. Если же говорить о сочинском кластере, и шире - о программе развития южных курортов страны, да и не только, то здесь ситуация выглядит совершенно иначе.

И тут строчки бюджета прямо рассказывают о том, что сделано. Та же докапитализация ФСК ЕЭС позволила вовремя обеспечить строительство и реконструкцию 14 подстанций и 13 высоковольтных линий, чтобы во время Олимпиады не пришлось переживать, что свет погаснет во всем Сочи из-за перенапряжения. Да и новые системы связи, которыми обеспечены сегодня и Сочи, и ближайшие курортные города, появились не из ниоткуда. В течение ряда лет Федеральное агентство связи вкладывало средства для создания современной коммуникационной инфраструктуры в Краснодарском крае. Специально отметим, что речь идет о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности. Сумма не маленькая - в 2013 году составила 262 млн рублей. Но, судя по качеству картинки, доступности интернета и отсутствию какого-бы то ни было злобствования со стороны наших заклятых «друзей» - оно того стоило.

Небольшой пример (для понимания сути расходов): те же базовые станции (БС), если считать их вместе с вышкой, монтажом и наладкой, стоят довольно дорого - порядка 6 миллионов рублей, покрывая пространство всего в 10 квадратных километров. В одной Москве десять лет назад и у МТС, и у Мегафона было по 1000 базовых станций. Для Сочи с площадью в 177 квадратных километров каждому оператору их нужно не менее 30. Сколько требуется БС для сочинского городского округа (3,5 тыс квадратных километров) посчитать нетрудно. При этом Ростелеком - крупнейший федеральный оператор фиксированной связи и один из официальных партнеров Олимпийских игр. Еще раз подчеркну - речь не идет о «спонсировании» частного бизнеса - все расходы, сделанные Федеральным агентством связи, пошли в объекты государственной собственности.

Следующая строка расходов – Министерство транспорта потратило 4 миллиарда рублей на обеспечение перевозок гостей Олимпиады. Много это или мало? В 2013 году 212 миллионов рублей направили на то, чтобы докупить оставшиеся автобусы. Их предоставили компании «Русские Автобусы - Группа ГАЗ» и «Скания-Русь». Сборочные цеха находятся в Санкт-Петербурге, Московской области и Татарстане. Кстати, из Московской области в Сочи приехали 709 автобусов, которые после окончания игр вернутся и будут работать на жителей Подмосковья. Это государственная инвестиция, которая как раз и пришлась на 2012 год – тогда бюджет Московской области получил на закупки автобусов около 2 миллиардов рублей для ГУП «Мострансавто». Повторюсь – это инвестиции не в Сочи, а в Московскую область и в производящие предприятия, расположенные по всей стране. Но не было бы Олимпиады в Сочи – не было бы и этих инвестиций.

Речь идет, кстати, о вполне современных и отвечающие стандартам Евро-5 пассажирских машинах. В отличие от автобусов Ванкувера (не говоря уж об автотранспорте Лейк-Плэсида), наш автопарк находится в отличном состоянии. Ни у кого из иностранных гостей не повернулся язык критически отозваться как о самих автобусах, так и об организации пассажирских перевозок. Здесь, кстати, расходы были довольно велики – 3,8 млрд рублей в виде субсидии получила как раз «Транспортная дирекция Олимпийских игр».

Смотрим ниже – Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) – расходы в сумме 103,7 млн рублей в виде бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности. О чем тут речь? Конечно, об аэропорте «Адлер», где ФАВТ провело полную реконструкцию аэродромной инфраструктуры, в том числе обе взлетно-посадочные полосы, модернизировало всю радиосвязь и построило новый командно-диспетчерский пункт. Средства также выделялись на повышение безопасности полетов, переобучение диспетчеров и т.д. Вопрос – это что, делалось только для Олимпиады и только для Сочи? Или все же для всех граждан нашей страны, которые летают отдыхать на Черноморское побережье. Кстати, об этих самых отдыхающих – пассажиропоток в аэропорт Адлера в прошлом году превысил рекордные показатели еще советского периода (2,3 млн в 1990 году с падением до 1 млн к началу нулевых), достигнув 2,47 млн человек в 2013. Нет сомнения, что и 2014 год покажет новые рекордные цифры. И не в последнюю очередь это случится, благодаря работе ФАВТ, реализовавшей проект модернизации аэропорта.

Федеральное дорожное агентство получило в 2013 году из бюджета инвестиции в размере 5,3 млрд рублей - средства, которые нужно было потратить с умом и в авральном порядке, чтобы успеть в том числе ввести в строй дублер Курортного проспекта. В целом сейчас транспортная инфраструктура как самого города, так и сочинского округа модернизирована и отвечает самым высоким стандартам (достаточно вспомнить новое Адлерское кольцо).

Федеральное агентство морского и речного транспорта получило в 2013 году 2,8 млрд рублей, которые пошли на инвестиции в объекты государственной собственности. Часть этих средств была направлена на финансирование строительства центра морских пассажирских перевозок, на реконструкцию и строительство 7 морских терминалов порта Сочи (Адлер, Кургородок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо и Лазаревское). Всего на эти цели было потрачено с 2007 по 2013 год порядка 800 млн рублей. Помимо этого, Росморпорт получил субсидии в размере 439 млн рублей для компенсации потерь в доходах, связанных с организацией паромных перевозок для доставки грузов для строительства в Сочи. Еще 91 миллион рублей получил все тот же Росморпорт на возмещение затрат по проживанию в 2012 году на круизных судах гостей и персонала.

Для информирования населения Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям были выделены субсидии АНО «Спортивное вещание» в размере 1,77 млрд рублей, а агентству РИА-Новости в размере 76 миллионов рублей для организации специальной олимпийской фотослужбы, тренировок персонала и закупки необходимой материально-технической базы.

Обеспечение безопасности на Олимпийских играх – это одна из важнейших составляющих. На этом вообще не принято экономить. Так, например, МЧС получила новую авиационную технику на 174 млн рублей. Специально подчеркну, что, хотя эта техника была задействована в ходе Олимпиады, в дальнейшем она будет использоваться рядовыми подразделениями МЧС, да и закупки эти сделаны были в рамках гособоронзаказа. Министерство обороны получило некий секретный военный объект стоимостью 36,8 млн рублей. Министерству внутренних дел, в свою очередь, было выделено на строительство спецобъектов 139,8 млн рублей. Еще 4,8 млрд было направлено на текущее финансирование всего комплекса мер по обеспечению безопасности организации и проведения Олимпиады. Федеральная миграционная служба получила 41 млн рублей на закупку товаров для государственных нужд. Свою роль сыграла и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, которая получила 40 млн на закупку техники и вооружения, а также 110,8 млн на строительство спецобъекта – вероятно территориального органа ФСКН. Федеральное агентство по обустройству государственной границы позволило себе большие траты – 639,5 млн рублей на организацию и реорганизацию пропускных пунктов на границе с Абхазией и в Адлере.

Серьезные средства были выданы Управлению делами президента (УДП) Российской Федерации – 3,664 млрд рублей бюджетных инвестиций для строительства «объектов общегражданского назначения». Объекты УДП – санатории «Сочи», «Русь», комплекс «Дагомыс». Все сделано на высочайшем уровне, но и стоит немало.

Конечно, самые значительные инвестиции приходятся на долю Минрегиона – именно из его бюджета финансируется собственно Олимпстрой. 34,6 млрд рублей в 2013 году – субсидии Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. Кстати, именно эти средства и считаются направленными напрямую на Олимпиаду. Причем полностью израсходовать к концу отчетного периода их удается не всегда. И еще одно министерство тратит деньги на организацию Олимпиады целевым способом – речь идет о Министерстве спорта. В 2013 году Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи получил в виде субсидии 8,5 млрд рублей. Из них, по словам министра спорта Виталия Мутко, 3 млрд рублей в год тратится на все сборные, и 1,9 млрд – на зимние виды спорта.

Таким образом, можно вполне обоснованно утверждать, исходя из расходов бюджета на 2013 год, что Россия, по сути, реализовала мегапроект. И этим мегапроектом является отнюдь не Олимпиада, а комплексное развитие южного курортно-рекреационного и спортивного кластера с одновременной поддержкой ряда отраслей российской промышленности, которые без сочинского проекта, возможно, попросту загнулись бы.

Надо сказать, что в преддверии кризиса 2008 года модными стали обвинения в адрес тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина – мол, неамбициозный он, да и вообще, хранить деньги в американских ценных бумагах – не комильфо. Но вот – президент России Владимир Путин принес России на блюдечке с голубой каемочкой из Гватемалы Олимпиаду. Затем он же принял решение о реализации мегапроекта, за 7 лет построил на месте Сочи фактически новый город с суперсовременной инфраструктурой, всемерно поддерживая при этом отечественного производителя… зато теперь среди оппозиционеров стало хорошим тоном считать деньги, которые потратили на Олимпиаду. Мол, слишком амбициозно, и почему же, мол, их не раздали каждому гражданину? И даже суммы высчитывают, которые они могли бы получить…

Понимая, что вряд ли можно убедить в чем-то упертых противников как Путина, так и Олимпиады, полагаю все же, что холодный анализ бюджетных трат, демонстрирует их абсолютную необходимость и способен открыть глаза тем, кто еще не лишился способности мыслить критически.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка