После Олимпиады.
Соревнования олимпийской программы идут своим чередом, принося России и радости, и разочарования, однако вопрос подсчета медалей в неофициальном командном зачете постепенно отходит на второй план. Все более актуальной становится дискуссия о жизни Сочи после Олимпиады, о соотношении полученных от проведения высокостатусного мероприятия политических дивидендов и связанных с грандиозным строительством экономических издержек.
Согласно распространенной в СМИ точке зрения, игры-2014 оказались беспрецедентно затратным мероприятием: сумма необходимых вложений, предусмотренная «адресной» целевой программой, последовательно возрастала по мере приближения дня открытия и достигла в итоге 1,5 трлн. руб. (первоначальный расчет, заложенный в ФЦП - 314 млрд руб.). Стоит ли рассчитывать на то, что государственные вложения (большая часть инвестиций – это средства федерального бюджета, а также заимствования, предоставленные застройщикам Внешэкономбанком) окупятся? В краткосрочной перспективе ожидать этого не стоит, однако с точки зрения стратегического развития не только Сочи, но и юга России в целом столь масштабные расходы выглядят оправданными.
Во-первых, стоит учесть, что олимпийские игры сами по себе не могут выступать коммерческим проектом, направленным на получение прибыли: сложные и дорогостоящие инфраструктурные объекты окупаются крайне медленно, значительные средства всем странам-устроителям игр приходится тратить и на обеспечение безопасности, что вовсе не дает финансовой отдачи. В случае Сочи доля «неолимпийских» расходов, то есть средств, потраченные на создание необходимых для проведения игр условий, оказалась особенно значительной: по оценкам Дмитрия Козака, стоимость непосредственно подготовки к соревнованиям, составила лишь 214 млрд руб. Иными словами, в рамках реализации проекта «Сочи-2014» были решены многие существовавшие ранее проблемы регионального развития, связанные с нехваткой качественной транспортной, энергетической, туристической инфраструктуры, необходимой для реализации значительного потенциала рекреационного комплекса Краснодарского края.
В структуре экономики региона преобладают сельское хозяйство и туризм, при этом до недавнего времени в Сочи не было ни современного аэропорта, ни развитого дорожного сообщения с соседними курортными городами, ни комфортного для потенциальных потребителей гостиничного комплекса, включающего разнообразный и достаточно качественный сервис разных ценовых категорий. Эти проблемы давно были известны как многочисленным российским туристам, привыкшим выбирать более приятный по соотношению цены и качества отдых в других странах (прежде всего, в Турции), так и региональным чиновникам, сетовавшим на недостаток бюджетных средств для реализации масштабных инфраструктурных проектов. Благодаря проведению игр Сочи и Краснодарский край в целом получили не только современные объекты, большая часть которых с Олимпиадой напрямую не связана, но и уникальную возможность позиционирования региона как обновленной, привлекательной для инвестиций территории.
Еще одно олимпийское «приобретение» для Сочи - это новые рабочие места для жителей города, жизнь которого в «неотпускное» время, как правило, замирает. В процессе подготовки к играм их было создано более 560 тыс., значительная часть сохранится и после Олимпиады.
При наличии административной поддержки со стороны региональных властей новый имидж и новые инфраструктурные условия вполне способны стать факторами роста бизнес-активности и повышения уровня социально-экономического развития Краснодарского края. Добавим к этому качественно новые возможности для развития спорта, как профессионального, так и массового, а также политически важный эффект повышения имиджа России на международной арене.
За все достижения как в политике, так и в экономике нужно платить, но с учетом масштаба открывающихся перед Сочи перспектив цена Олимпиады не кажется чрезмерно завышенной.