С очередной в хорошем смысле амбициозной идеей выступил губернатор Орловской области — на пресс-конференции, прошедшей 13 июля Москве, он заявил о том, что намерен вернуть к жизни законсервированный шесть лет назад аэропорт «Орел-Южный». И более того — сделать его крупнейшим почтовым логистическим центром в ЦФО. Уже на следующей неделе это предложение Вадим Потомский планирует обсудить при встрече с главой Минсвязи Николаем Никифоровым.
Вплоть до конца 2000-х годов аэропорт «Орел-Южный» использовался компанией «Трансаэро»: отсюда выполнялись рейсы в Москву, Минск, Саратов, Пензу. При тогдашнем губернаторе Егоре Строеве аэропорт использовался под нужды правительственных и губернаторских рейсов в столицу. В начале 2000-х планировалось строительство второй очереди аэропорта, которая включала в себя постройку грузовых и пассажирских терминалов, перрона и сопутствующей инфраструктуры.
Но в конце 2004 года «Трансаэро» ушла из Орла в Санкт-Петербург. После этого орловский аэропорт стал приходить в упадок. Большинство самолетов было продано в частные руки, выполняя служебные рейсы, а с урезанием финансирования увезены из Орла. В 2007 году земля под аэропортом была выставлена на продажу под жилищную застройку, однако областная прокуратура объявила сделку незаконной.
В 2009 тогда председатель правительства РФ Владимир Путин встретился с недавно назначенным губернатором Орловской области Александром Козловым. В числе обсуждаемых вопросов о состоянии экономики и социальной сферы в регионе была и тема аэропорта «Орёл-Южный». Путин поддержал губернатора в стремлении восстановить орловский аэропорт, фактически являвшийся банкротом. Однако уже в 2010 году он был исключен из Госреестра гражданских аэродромов РФ в связи с отсутствием регулярных вылетов и «нарушением требований к госрегистрации и обеспечению безопасной эксплуатации». В 2013 году Минрегионразвития РФ отказало орловским властям во включении проекта восстановления аэропорта в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».
В 2014 году желание расконсервировать «Орел-Южный» проявила и ООО «Инженерная корпорация Самсонова». Тогда в рамках XII Международного инвестиционного форума в Сочи даже было подписано соглашение между Орловским облправительством и компанией. Но многообещающим планам (создании В Орле регионального перевозчика для организации авиасообщения между районами области и соседними регионами, а также учебного центра для подготовки пилотов-любителей и переподготовки пилотов гражданской и коммерческой авиации) так и не суждено было сбыться (конкурс не состоялся по причине подачи единственной заявки — от ООО «Инженерная корпорация Самсонова», тогда как по регламенту количество участников должно быть не менее двух).
И вот теперь задачу реанимировать многострадальный аэропорт вновь поставил Вадим Потомский.
Перспективы превратить Орел в один из центральных почтовых узлов — в общем-то вполне обоснованы и реальны. Действительно (и об этом говорит сам орловский губернатор), сегодня очень динамично развивается интернет-торговля, а потому идея создать на базе аэропорта логистический центр, который будет принимать, расфасовывать и развозить грузы при помощи региональной авиации в ближайшие города центральной России, — выглядит очень своевременной. Безусловным плюсом с точки зрения реализации озвученной идеи является, конечно, и географическое положении самого Орла, его близость к столичному региону.
Кстати, ранее уже сообщалось, что в апреле 2016 года департамент госимущества и земельных отношений Орловской области объявил конкурс на право заключения концессионного соглашения по созданию и реконструкции объектов инфраструктуры аэропорта «Орел-Южный». Согласно конкурсной документации, срок действия концессионного соглашения продлится 49 лет. Инвестиции, вложенные в объекты аэропорта, должны составить не менее 121 млн. рублей. Средства предполагается направить на создание аэровокзала, аэронавигационного комплекса, охранного периметра аэропорта, освещение территории, стоянок спецавтотранспорта, реконструкцию взлетной полосы и другое. Конкурсные предложения принимаются до 26 августа.
Вообще, на протяжении последнего времени Вадим Потомский активно продвигает идею превратить Орел в крупный логистический, перевалочный центр. Например, на территории особой экономической зоны «Серп и Молот» предполагалось разместить транспортно-логистические центры, еще ранее областные власти заявляли, что логистический центр может быть построен вместе с РЖД. А в марте этого года во время визита орловской делегации в Белоруссию обсуждалась идея создания в регионе крупного логистического центра и для белорусской продукции.