В Государственной Думе РФ одобрен во втором чтении пакет поправок к Федеральному закону о внесении изменений в Конституцию РФ. После принятия Закона в особом порядке обеими палатами Парламента России и одобрения субъектами РФ, предстоит процедура всенародного голосования по данным изменениям.
В случае одобрения большинством проголосовавших граждан, данные изменения Конституции РФ вступят в юридическую силу. Не претендуя на глубину проникновения в замысел конституционного законодателя, попробую изложит свое восприятие данных поправок и смыслов, заложенных в их принятии.
Основная цель вносимых поправок - обеспечить устойчивость политической системы при любых испытаниях на прочность, создать защищенность при переформировании и дальнейшем развитии "системы сдержек и противовесов" в специфической российской модели.
Так, защите интересов народа и государства служат ограничения на занятие высших государственных должностей лицами, имеющими прочные связи и интересы за рубежом (иностранное гражданство, вид на жительство) с целью исключить возможность внешнего давления на них, и через них на государство.
С этой же целью закрепляются недопустимость для Российской Федерации согласия с толкованиями международных договоров РФ, которые противоречат нормам Конституции РФ, а также запрет на исполнение решений международных судебных и иных инстанций, противоречащих конституционно установленному публичному правопорядку.
При этом повышается роль Конституционного суда РФ, который дает окончательные заключение по всем вопросам международного права. Также теперь Конституционный суд РФ будет призван обеспечить на новом уровне и внутреннюю защиту конституционного строя - он получает возможность по обращению Президента РФ проверять на соответствие Конституции РФ еще не вступившие в силу федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Кроме того, укреплению суверенитета России служит также поправка о недопустимости передачи территорий РФ другим государствам, что навсегда закрывает дискуссии о принадлежности Крыма и Севастополя и пресекает претензий соседей на любые территории Российской Федерации, не препятствуя при этом договорной делимитации и демаркации ее границ.
Особую, основополагающую роль играет поправка о полном правопреемстве новой России от СССР, что исключает возможность любых попыток ревизии Ялтинско-Потсдамской системы, пересмотра места России в Совете Безопасности ООН или выдвижению иных претензий к Российской Федерации, основанных на источниках, относящихся к любому периоду до 1918 года, а также на некоторых нормах международных правовых актов, принятых до образования Организации Объединенных Наций в 1945 году.
Внутри страны укреплению власти служит новый порядок согласования на должность прокуроров субъектов РФ, а также закрепление положения о единстве вертикали органов публичной власти в РФ, куда входят не только оба уровня государственной власти, но и местное самоуправление.
Другой комплекс поправок относится к развитию "системы сдержек и противовесов", к организации и функционированию демократических институтов и совершенствованию административных процедур. Сюда относятся поправки, связанные с расширением полномочий палат Парламента Российской Федерации при назначении председателя Правительства РФ, его заместителей и министров, статуирование на конституционном уровне Государственного совета и другие новации.
Анализ данного комплекса предложенных поправок дает возможность предполагать, что с целью плавного перехода к обновленной политической системы создаются, если их условно обозначить, две вложенные одна в другу подсистемы власти и управления.
Одна подсистема предполагает на основе демократических, открытых, консультативных, референтных и согласительных процедур функционирование государства в текущем "автоматическом", спокойном режиме при достаточно умеренном участии в работе Президента России. На первый план выходит деятельность Правительства РФ во взаимодействии с обеими палатами Парламента РФ, с Государственным советом, с органами власти регионов и муниципалитетами крупнейших городов, с обычным порядком разрешения споров в Верховном и Конституционном судах РФ, с широким всенародным обсуждением проблем, с расширением электоральной демократии, во взаимодействии с политическими партиями и структурами гражданского общества.
Другую подсистему, о которой подробно было сказано выше в начале статьи, можно описать как оперативную, мобилизационную или чрезвычайную, она предполагает возможность быстрой консолидации всей властной вертикали с замыканием ее непосредственно на Президенте России - гаранте Конституции РФ. Президент РФ с помощью Конституционного суда РФ может остановить попытки антиконституционного давления изнутри или вмешательства извне, оперативно задействовать в полном объеме президентскую и прокурорскую вертикаль и при необходимости разрешить любой кризис власти, например, отстранить председателя и любого члена Правительства РФ, или же отправить все Правительство РФ в отставку, или лично возглавить заседания Правительства РФ. Эти и иные особые, оперативные и чрезвычайные полномочия являются гарантией безопасности и суверенитета страны на переходный период.
При этом Президент РФ, Совет безопасности РФ и "президентские" министры составляют ядро силового блока, который является основным базисом реагирования в случае угроз, а Правительство РФ, палаты Парламента РФ и Государственный совет послужат основой текущей, спокойной, слаженной работы государственного механизма.
Со временем, по мере развития российской политической системы и укрепления государства эти особые полномочия Президента РФ должны будут постепенно становиться, как это имело место во многих странах, "дремлющими полномочиями", а со временем и даже "спящими", включающимися только в условиях разного рода угроз и опасностей.
Конечно, это деление условное, органы власти работают совместно, но переход от вертикально-интегрированной командной системы управления к системе "сдержек и противовесов" с горизонтальными связями и административными процедурами, даст возможность, в частности, уменьшить анархо-бюрократическую самодеятельность на среднем и низовом уровнях в ряде городов и регионов. Про нашу страну в поздние советские времена иногда говорили: "Наверху монархия, а внизу анархия". В этой шутке была значительная доля правды. Подобная система неэффективна, но она не может быть в одночасье преобразована, тем более что любое реформирование таит в себе внутреннюю угрозу и привлекает недружественный интерес извне. Именно поэтому преобразования должны идти под президентским контролем с участием при необходимости Конституционного суда РФ, Прокуратуры РФ, Совета безопасности, силовых структур, всей "президентской вертикали". Так я представляю себе линию развития системы власти и управления.
На социальной составляющей поправок, особенно, в части борьбы с бедностью, специально останавливаться не стану, они вносятся по желанию граждан и соответствуют принципам социального государства. Но еще раз хочу отметить, что к вопросам социального развития напрямую имеет отношение поправка о единстве публичной власти в России, устраняющая дуализм "государственная власть - местное самоуправление". Единство трех уровней власти - федеральной, региональной и местной - призвано снять барьеры в оказании социальной поддержки населению, устранить помехи в деле развития образования, культуры, здравоохранения, спорта, обеспечения жильем, капитального ремонта и благоустройства на местах. Должен реализоваться принцип "все отвечают за все". Единство публичной власти предполагает в дальнейшем, что чиновникам нельзя будет ссылаться на то, что какая-то проблема является местной, а какая-то государственной, и уходить от ответственности, не выполнять социальных обязательств по формальным поводам и причинам.
И, наконец, последняя группа поправок, несущая культурно-историческую и идейно-политическую нагрузку. Самыми важными являются положения о тысячелетней преемственности российской истории в политическом, культурном и религиозном отношении, об исторической и актуальной роли в государстве русского языка, что обеспечивает единство страны при сохранении уникальной самобытности регионов. Такая преемственность с древних времен, от Древнерусского государства, Московской Руси, Российской Империи до наших дней, дополняет политико-правовое положение о правопреемстве Российской Федерации от СССР, не создавая при этом противоречий. Никто не вправе пересматривать международные позиции России, завоеванные ее многонациональным народом на полях сражений Великой Отечественной войны вместе с другими народами бывшего СССР, но никто не должен отрицать также и глубокие исторические корни России, культурную, духовную и религиозную преемственность, особое традиционное отношение всего народа России к заботе о детях, к семье и институту брака, как к союзу мужчины и женщины, недопущение ревизии наших общенародных ценностей в угоду любым деградационным и деструктивным влияниям.
Не буду останавливаться на некоторых других новациях, надеюсь, все они будут широко обсуждаться перед голосованием на плебисците.
Полагаю верным и правильным, что развитие политической системы "сдержек и противовесов", которая должна получить воплощение в новациях федерального и регионального законодательства, в подзаконных актах для претворения в жизнь, будет проходить под всегда готовым раскрыться "зонтиком" президентской вертикали. Эта вертикаль должна реагировать на любые опасности извне и изнутри, но при этом минимизировать "ручное управление" текущим функционированием властных институтов. Это позволит постепенно выстроить и настроить новую систему управления страной с опорой на демократические процедуры, на гражданское общество, на вполне реальное, а не декларируемое разделение властей на основе единства государства с сохранением принципов федерализма и местного самоуправления в наиболее эффективном формате.
Полагаю, что у граждан России есть все основания поддержать политику взвешенных конституционных преобразований, которые укрепляют безопасность страны и создают предпосылки для ее демократического развития при условии сохранения традиционных ценностей, и выразить свою волю голосованием.