24 ноября, воскресенье

«Мюнхенская речь» Путина не теряет актуальность

30 января 2014 / 22:38
руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН

Безопасный Мюнхен.

В пятницу, 31 января, стартует очередная Мюнхенская конференция по вопросам безопасности, которая продлится до 2 февраля. Первая такая конференция состоялась в 1962 году. Россия стала ее участницей в девяностые. Нынешняя конференция юбилейная, пятидесятое по счету. Она пройдет в году, в котором исполняется 100 лет с начала Первой Мировой войны, во многом определивший ход истории в ХХ веке. Из них почти полвека в Мюнхене обсуждались вопросы мировой безопасности. Но никто из политиков и экспертов не смог предположить, что в 1989 году падет Берлинская стена и в мире произойдут кардинальные перемены.

Действительно, за последние четверть века мир качественно изменился. Он стал полицентричным, закончилась холодная война, распался СССР, объединилась Германия, произошли существенные изменения в процессах западноевропейской интеграции - приняты Маастрихтские соглашения, заключен Лиссабонский договор, нынешний Евросоюз насчитывает уже 28 членов, в нем идут сложные процессы внутренних экономических и политических реформ. Бесспорно, он превратился в один из важнейших ключевых компонентов глобализирующейся полицентричной системы международных отношений и гаранта безопасности. В конце 2012 года Евросоюз получил Нобелевскую премию мира, поскольку «ЕС помог превратить Европу из охваченного войной континента в континент, на котором долгое время процветает мир».

Набирают силу интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Россия, будучи членом Таможенного союза, вступила в ВТО; по ее инициативе в 2015 году будет создан Евразийский экономический союз. Существенно выросло значение Тихоокеанского региона. Расширяется и эволюционирует НАТО, которая вопреки своим обещаниям вплотную придвинулась к российским границам. Обострились проблемы на Ближнем и Среднем Востоке, существенно выросли угрозы, связанные с международным терроризмом.

Все эти важнейшие перемены, начиная с 90-х годов, являются предметами дискуссий на Мюнхенской конференции. Одним из наиболее запомнившихся моментов стала знаменитая речь Владимира Путина в феврале 2007 года, в которой он не только обозначил интересы России как одного из важнейших самостоятельных субъектов международных отношений, но и указал на основные проблемы, без решения которых невозможно укрепить современную систему мировой безопасности.

Большинство тезисов тогда были неоднозначно приняты участниками конференции и западными политиками, стереотипно увидевших в предложениях российского президента не шансы, а угрозы западному миропорядку и попытки возрождения имперских амбиций России. Однако прошедшие семь лет подтвердили верность основных положений, презентованных Владимиром Путиным в своём выступлении.

Более того, другой российский президент уточнил и еще раз сформулировал эти положения, предложив создать новую архитектуру евроатлантической безопасности, которая среди прочего должна быть равной и неделимой, не иметь разделительных линий, опираться на взаимный учет интересов и доверие, а также на верховенство права в международных отношениях и, соответственно, механизмы коллективного реагирования на современные вызовы и угрозы. Запад вновь весьма сдержанно отреагировал на российские предложения, большинство из которых были включены в концепцию внешней политики РФ, которая была утверждена президентом России 12 февраля 2013 года.

Впоследствии Россия неоднократно подчеркивала, что не воспринимает как догму свое предложение о новой архитектуре европейской безопасности - она готова его модифицировать, но при условии адекватных возможностей обсуждать соответствующие вопросы, в том числе и в более узких рамках. Одной из таких площадок мог бы стать Комитет Россия-ЕС по вопросам безопасности, меморандум о создании которого подготовили Дмитрий Медведев и Ангела Меркель во время рабочей встречи в Мезеберге в начале лета 2010 года. По их замыслу эта структура могла бы заниматься разработкой конкретных рекомендаций по урегулированию кризисных ситуаций на европейском пространстве. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время выступления на Мюнхенской конференции 6 февраля 2011 года отметил, что создание Комитета Россия-Евросоюз по вопросам внешней политики и безопасности может перевести «сотрудничество Москвы и Брюсселя на международной арене в новое качество – от простого обсуждения проблем к выработке совместных решений, в том числе в сфере кризисного регулирования». Но, несмотря на существующий в ЕС политический консенсус по этому вопросу, Комитет до сих пор не начал свою работу.

Основные российские предложения остаются актуальными и по сей день, и, наверное, их значение в условиях нынешней ситуации нестабильности во многих регионах мира даже повысилось. Как ожидается, Сергей Лавров в своем выступлении в Мюнхене вновь будет говорить о сути подходов Росси к решению актуальных задач создания в Евро-Атлантике пространства равной и неделимой безопасности, в том числе в контексте отношений нашего государства с НАТО. Думаю, что в этот раз к его речи и высказываниям будут прислушиваться более внимательно. Российское государство достигло ряда важных внешнеполитических успехов в 2013 году, в первую очередь, в рамках регулирования ситуации в Сирии и Ближнем Востоке. В конце года российский президент принял ряд важных внутриполитических решений, вызвавших положительную реакцию на Западе и открывших «окно для активизации гражданского диалога». Прошедший на этой неделе 32-й Саммит РФ-ЕС также дает повод для оптимистического взгляда на возможный прогресс в российско-европейских отношениях, что среди прочего предполагает возобновление переговоров по новому базисному соглашению, большем понимании европартнерами евразийских интересов России и начало экспертных дискуссий в этом направлении.

Одной из основных тем, по которой пока нет консенсуса, остаётся обеспечение энергобезопасности на европейском континенте. ЕС считает, что она должна быть обеспечена в рамках Третьего энергетического пакета. По мнению России, он, наоборот, не укрепит, а только ослабит ее.

Но основными проблемами нашего государства остаются вопросы внутреннего экономического развития, где особых успехов пока не наблюдается. А без создания эффективного и высокоразвитого хозяйственно-политического фундамента невозможно добиться действия фактора «мягкой силы», который становится все более значимым в современном мире. Поэтому без успешных внутренних реформ сложно обеспечить устойчивую преемственность позитивных внешнеполитических результатов, достигнутых в 2013 - начале 2014 годов. Может быть, Сергей Лавров также будет говорить об этом в Мюнхене.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика