Все, кто хотя бы отчасти следит в последние дни за политическими телеграм-каналами, знают, что конкурс «Лидеры России», называемый одним из любимых детищ Сергея Кириенко, подвергся беспрецедентной информационной атаке.
Причем масштаб и, главное, характер кампании не позволяют принять удобную версию попытки каких-либо политических сил продать свой «блок» на эту тему. Поскольку, во-первых, торговаться следовало до финальных дней конкурса, а во-вторых, после перехода на личности договорные отношения с авторами и заказчиками «чернухи» стали вряд ли возможны. Да и продается «блок» не так – потенциальный покупатель должен увериться в огневой мощи «сетки» а не испытать её на себе при первых же залпах. В случае же с «Лидерами» в дело идут и факты, и слухи, и гипотезы, и откровенная ложь. Понятно, что подобный темп ни одна структура долго поддерживать не сможет – контент банально начнет повторяться. Стало быть, цель – это именно создание на ограниченном периоде столь концентрированного негативного фона, чтобы даже косвенная связь с конкурсом, не говоря уже об участии в нём, воспринималось как нечто не вполне пристойное.
Адресат у подобного рода симулякров обычно один. И именно ему Кириенко презентовал «Лидеров» как принципиально новый кадровый механизм, способный обеспечить в обозримом будущем цивилизованный трансфер власти, способный удержать систему от практически неизбежной клановой войны. Очевидно, что успешно масштабируемый на всю страну данный эксперимент в планы определенных лиц совершенно не входит, что и явилось следствием этой отчаянной попытки набросить на вентилятор.
Потому как объективную критику «Лидеров» выкопать просто-таки неоткуда. Не потому, что конкурс безгрешен, но в силу трудностей его объективной оценки на столь коротком жизненном периоде существования. Победители первого этапа, по сути, только-только приступили к своим обязанностям на новых постах. Это Олег Салагай – заместитель министра здравоохранения РФ, Павел Сорокин – заместитель министра энергетики, Илья Торосов - заместитель министра экономики, и ещё более полусотни участников конкурса, назначенных на должности в Администрацию президента, органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также ряд государственных и частных корпораций. Слышали мы о них что-нибудь в последнее время? Пока нет, и смогут ли они сохранить изначальную непредвзятость или падут жертвой общей коррупционной модели современно государственного управления – покажет только время.
Приводить же в пример Евгения Покушалова – означает делать необоснованные обобщающие выводы на частностях. В конце концов, участники конкурса, люди энергичные и толковые, берутся не из вакуума и обладают своим, не всегда идеальным бэкграундом. При создании массового механизма абсолютного открытого входа в госуправление для наиболее одаренных, с прозрачными правилами отбора, обратной стороной является попадание в число победителей порою спорных личностей или же выход за пределы нормы исходно стабильных кандидатов, но это является отголосками масштабности процесса. Единственная гарантия конкурсантов в данных условиях – это отсутствие аффилиации с нынешним политическим истеблишментом, в первую очередь, региональным. По сути, вся задача «Лидеров» - это наполнить кадровую систему управления таким количеством «варягов», чтобы попытка их массовой покупки и запугивания стала видимой и, как следствие, невозможной. Вкупе с другой идеей Кириенко по введению KPI регионального управления, данный эксперимент призван разрушить уютную систему недоступности федеральных властей в суверенные региональные политические системы в обмен на декларируемую лояльность Центру.
Следствием этого станет, очевидно, разрушение как существующих механизмов клановой протекции, так и гегемонии отдельных структур и личностей по предоставлению альтернативной информации о состоянии дел в регионах, в обход официальным отчетам региональных властей. Таким образом, теряется уникальность субъектов рынка политического консультирования, т.е. потеря влияния и бюджетов.
Поэтому стремление сохранить статус-кво и дискредитировать проект исходит и от незаинтересованных в неудобных и «лишних» кадрах местных элит, и от расторговывающих с ними московских чиновников. И Кириенко придется приложить значительные усилия, чтобы запущенный маховик кадрового обновления раскрутился до скорости, когда остановить его станет невозможно.