Взятие протурецкими военными силами столицы Сирийской Арабской Республики города Дамаска, когда-то бывшего и столицей великого арабского государства Омейядский халифат - это не только реконфигурация политических сил в практически всю историю цивилизации являющимся неспокойным ближневосточном макрорегионе.
Не только иудейский Израиль довольно потирает руки, а шиитский Иран получил щелчок по носу.
В немалой степени это промежуточная победа тюркской Турции над арабским миром в их историческом соревновании за почетное право быть лидером всего мусульманского/исламского мира.
Да, с саудитами и другими аравийско-полуостровными «нефтяниками» Эрдогану тягаться, конечно, сложно. Однако будем помнить что Турция - пятая по численности исповедующих ислам из более пятидесяти стран мусульманского мира. А первые три в пятерке - не арабские: Индонезия, Пакистан, Бангладеш. Лишь Египет арабский. И будем помнить что мусульманский/исламский мир это не только Лига арабских государств, и что он не ограничивается Западной и Центральной Азией и Северной Африкой.
Современный мусульманский мир объединяет минимум 52 государства и территории, претендующие на статус суверенного государства. Азия, Африка, Европа, Южная Америка. Плюс крупные и немалочисленные диаспоры мусульманских народов практически по всему миру. Это более полумиллиарда человек. Последователей Пророка Мухаммеда (салла Аллах ‘алайхи ва-саллама - да будет благословенно его имя) сегодня больше последователей Дхармы (буддистов). И прогнозируется что к 2050 году станет больше, чем христиан.
Учитывая этническое родство, логично допустить солидарность тюркских исламских государств (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан) и исторических регионов (Уйгуристан, например) Азии со старшими братьями турками в их стремлении стать лидером всех мусульман. Во всяком случае, идеи восстановления в той или иной вариации «Великого Турана» не канули в лету. Однако это не однозначно вероятно. Экономические интересы чаще перевешивают этнические и конфессиональные.
Не оставим вне поля зрения традиционные противоречия суннитов и шиитов, категоричность Китая по дальнейшей автономизации уйгуров, невоенную, «миграционную» исламизацию Европы, интересы НАТО в Азии, проблему Курдистана...
Так что российскому внешнеполитическому ведомству предстоят нелегкие времена. Впрочем, как и всегда.
А пока, повторим, Израиль потирает руки.