Неолимпийские игрища.
Негативная медиакампания против Олимпиады в Сочи - явление сколь очевидное, столь и ожидаемое. В ход пошел весь арсенал средств, вплоть до откровенных фальсификаций. Например, протестно-ориентированные блогеры усердно и с упоением распространяли многолетней давности фотографии из совсем других городов, призванные живописать разнообразные бытовые ужасы Сочи-2014. Грязная вода из-под кранов в городе Днепропетровске, «нашистский фотошоп» с перегородками в уборных, предварительно выкрученные лампочки и напоказ оторванные дверные ручки. Российские оппозиционные блогеры, старательно передергивая факты и весьма выборочно ссылаясь на зарубежные публикации, раздувают любое подобное сообщение до медийного события.
Их посыл прост и понятен: «Олимпиада провалена, коррупционный режим в очередной раз облажался, а весь цивилизованный мир нас презирает». Искусственно создается представление о единодушном коллективном осуждении западным миром нашей Олимпиады, да и нашей страны в общем и целом. Классическое «как все советские люди осуждаю», только Союз – на сей раз европейский.
Упрощенно технология выглядит следующим образом. Российские дипломированные и сертифицированные борцы с режимом публикуют свои посты в блогах, презентуют антикоррупционные отчеты и доклады, изначально нацеленные на западные СМИ. А затем все это возвращается в российскую же повестку дня, будучи многократно усиленным за счет ретрансляции через эти западные СМИ. Иностранные источники, к сожалению, продолжают восприниматься российским политизированным интернет-сообществом как что-то априори заслуживающее доверия. Статус и значение высказываний иностранных спикеров о России в принципе переоценивается. А нужно помнить и понимать следующее: источник может быть, во-первых, дезинформирован; во-вторых – ангажирован. Причем часто ангажированность источника становится очевидной при даже довольно поверхностном расследовании даже на основании общедоступной информации. В-третьих, стоит обратить внимание на статус источника. Не каждое СМИ – ведущее и популярное, не каждый эксперт или группа таковых известны и уважаемы в своей родной стране.
Безусловно, о русской Олимпиаде немало негативных сообщений. И мы можем с достаточной уверенностью полагать, что часть из них – составляющие пропагандистской кампании, инициированной против Сочи-2014. Но важно понимать два момента. Информационный фон по теме Олимпиады в Сочи вовсе не так однороден и далеко не столь мрачен, сколь мечтается российскому оппозиционному блогеру. Предостаточно как нейтральных, так и абсолютно позитивных публикаций.
Несколько примеров, которые дают почувствовать тональность подобных сообщений.
«Россия сделала это, - написал репортер CBC Дэвид Коммон. - Организаторы заслуживают доверия за колоссальные усилия в сфере логистики. То, что было построено, выглядит эффектно, а церемония открытия получилась завораживающей».
«Хочу сказать всем — тут действительно здорово, сказала корреспонденту BBC Элиза Кристи. — Только от олимпийской деревни до стадиона идти далековато. Сейчас мы ищем решение, как сократить путь. Возможно, будем пользоваться транспортом. Люди здесь очень хорошие, комнаты в олимпийской деревне отличные. Просто роскошь для нас. Коллега по команде Шарлотта Джилмартин оценила «Айсберг» так: «Стадион в Сочи просто невероятный».
«Хватит бить Русских! У них отлично получилось. Как нация у них есть многое, чем они могут гордиться. Особенно тем как стартовала их зимняя Олимпиада. Спасибо за незабываемое шоу и всех благ на последующие две недели».
Открытие Олимпиады было действительно грандиозным и вызвало шквал восторженных публикаций и обсуждений, как в русскоязычной блогосфере, так и за ее пределами.
Но недовольные есть всегда и везде. Негативная информационная кампания – вовсе не уникальная примета Олимпиады в Сочи. Практически то же самое можно было наблюдать в отношении летних Олимпийских игр в Пекине в 2008 года. Олимпиаду в Ванкувере 2010 СМИ открыто называли провальной. А население Лондона и вовсе массово протестовало против Олимпиады-2012. «Простые рабочие люди ничего не получат от Олимпиады, в то время как McDonalds и Coca-Cola получают миллионы долларов от рекламы на олимпийских мероприятиях», - заявил один из манифестантов, Майкл Коулстон.
И это нормально. Любое крупное международное мероприятие имеет как своих фанатов, так и своих недовольных, в своей стране и за рубежом. Современное общество не голосует единогласно. А информационные вбросы, их организаторов и исполнителей следует своевременно разоблачать, благо возможности современной аналитики это вполне позволяют.