Стало известно содержание послания турецкого президента российскому: Эрдоган извинился за сбитый самолёт.
Произошло событие, поистине сенсационное. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган извинился перед президентом Путиным за гибель пилота Су-24. Так сообщили информационные агентства.
Согласно переданному ими заявлению пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, Владимир Путин получил послание от лидера Турции, который извинился за гибель пилота российского Су-24 в Сирии и выразил готовность восстанавливать отношения с Москвой, А кроме того, высказал слова сочувствия и соболезнования в связи с гибелью пилота.
Как написал Эрдоган, Турция готова к любой инициативе для «облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба» семье погибшего пилота Су-24 Олега Пешкова. Турция, заявил он, разделяет боль семьи погибшего пилота и воспринимает её как турецкую.
Более того, Эрдоган в послании Путину подчеркнул, что у Турции «никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации». И вообще — «Россия является для Турции другом и стратегическим партнёром, с которым турецкие власти не хотели бы портить отношения». Эрдоган также выразил готовность совместно работать над решением кризисных проблем в регионе и делать всё возможное для восстановления отношений.
Ранее премьер Турции Бинали Йылдырым заявил, что страна достигла значительного прогресса в отношениях с Россией, о чем будет скоро объявлено. А вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш по итогам заседания кабинета министров заявил, что в отношениях Москвы и Анкары появились позитивные сигналы к нормализации.
Что же, значит, победа российской линии? Твёрдость и непоколебимость линии Москвы «дожала» турецкого лидера, который поначалу, сразу после инцидента с российским самолётом, хорохорился и даже очень?
Напомним: российские власти озвучили три условия для преодоления кризиса в отношениях с Турцией после инцидента с Су-24. Первым условием являются извинения со стороны властей Турции за инцидент с российским бомбардировщиком Су-24. Второе условие — найти виновных и привлечь к ответственности. Третье — выплата Турцией компенсации России за ущерб, нанесенный в результате трагедии.
«В основе наших действий будет прежде всего ответственность перед своей страной, перед своим народом. Мы не собираемся и не будем бряцать оружием, — заявил Владимир Путин вскоре после гибели российского самолета. — Но если кто-то думает, что, совершив подлое военное преступление: убийство наших людей — они отделаются помидорами, или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются».
Тем временем Россия ввела против Турции санкции. В их числе был запрет найма турецких рабочих, ввоза ряда продовольственных товаров, выполнения ряда работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турции. Кроме того, был отменен безвизовый режим для турецких граждан, прибывающих в Россию. Были отменены чартерные перевозки, что привело к почти полному исчезновению российского туристического потока в Турцию. Как сообщает газета Wall Street Journal, число забронированных туров в Турцию снизилось на 40% по сравнению с 2015 годом. Количество отелей, выставленных на продажу, исчисляется сотнями.
Общие же потери Турции от санкций в России по оценке вице-премьера страны Мехмета Шимшека, составляют до 9 млрд. долларов в год. В целом же, как подсчитали турецкие депутаты, Турция потеряла от экономических санкций России порядка 19 млрд долларов, или 3% ВВП страны. Что любопытно, даже курс рубля вернулся к укреплению против доллара на фоне послания президента Турции в адрес президента России!
Так что, принимаем капитуляцию Эрдогана?
«А никакой капитуляции Эрдогана нет! — ответил известный российский политолог, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Это пока — не более чем слова об извинении. Эти слова есть сотрясение воздуха. В них не содержится ни одного слова о компенсациях. В них нет ни одного слова о возмещении ущерба и о наказании убийц. Причём наказания не за то, что они улицу перешли не в том месте, — известно, что господин Челик сейчас под судом по некоторым вещам, которые ему инкриминируют внутри Турции. Нет, наказание должно именно за деяния, совершённые в адрес российского лётчика, за его убийство. Когда и если это произойдёт, мы и будем говорить о чём бы то ни было, связанным с реальным началом процесса по нормализации отношений с Турцией.
Конечно, хотелось бы очень сильно, во всяком случае мне, чтобы в очередной раз мы не были идиотами во внешней политики, которыми являемся со времён Горбачёва и почти до сего дня. Чтобы опять не происходил поход дурака за салом, а осла за морковкой. И чтобы когда и если у нас формально нормализуются отношения с Турцией, в том числе и экономические, мы продолжали бы учитывать, не забывая и не закрывая глаза, как Турция гадит нам на постсоветском пространстве, в Закавказье и Центральной Азии. Да и на нашей собственной территории, где она ведёт достаточно агрессивную антироссийскую работу в тюркских регионах. Как в мировой политике она действует против нас, как стравливает нас с НАТО. Как Турция посылает офицеров воевать и заниматься штабной работой в Сирии в отрядах „Ахрар аш-Шам“ или „Джебхат ан-Нусра“. Как она поддерживает боевиков Даиш — „исламского государства“.
Мне хотелось бы, чтобы мы всё это понимали, потому что сейчас Турция активнейшим образом стоит на стороне террористов, которые воюют в Сирии. И не хотелось бы, чтобы завтра, успокоенные вот этим всем „Халва, халва!“, отчего сладко во рту не становится, мы пропустили момент, когда террористы будут воевать против нас на нашей территории.
Для того, чтобы предотвратить это, наши ВКС, собственно, в Сирию и двинулись. И столкнулись там в том числе с Турцией»…
Советник директора Российского института стратегических исследований, Елена Супонина, напротив, предлагает пожать протянутую руку турецкого лидера: «Эрдоган как опытный политик понимает, что худшего положения по периметру турецких границ быть просто не может. Со всеми соседями и даже не соседями у Турции сложились напряжённые отношения. Даже среди западных государств не все позитивно — мягко говоря — реагируют на непредсказуемость нынешнего турецкого руководства.
Так что пришла пора выводить государство из этого тупика, иначе было бы опасно сохранять такое положение. Эрдоган это понял и постепенно пытается улучшить отношения — кстати, не только с Россией. Хорошо, что он сделал первый шаг, это было необходимо. Турки сами виноваты в ухудшении отношений, и именно они должны были что-то предпринять со своей стороны для исправления ситуации».
«Процесс потепления, впрочем, не будет быстрым, ещё предстоит много работы», — убеждена эксперт. Супонина ответила и на другой важный вопрос: ведь за всё это время плохих отношений мы достаточно много увидели, сколь негативную роль играет Турция в сирийской беде. Турция достаточно тесно поддерживала «исламское государство», с которым Россия воюет. Что же теперь — закрывать глаза на такое поведение Турции ради улучшения отношений с нею?
«Закрывать глаза на поведение Турции на сирийском направлении ни в коем случае нельзя, поэтому я и говорю, что работа предстоит тяжёлая, возможно, предстоят и новые откаты, — подчеркнула Елена Супонина. — Но уж коли Турция сделала первый шаг, то нужно подхватить эту инициативу и попытаться начать работать над улучшением отношений. Однако — не закрывая глаза на турецкую политику в отношении Сирии».
«Обвинять Эрдогана в поддержке „исламского государства“ сейчас довольно бессмысленно, потому что сейчас те отряды, которые поддерживает Турция, ведут довольно ожесточённые столкновения с „исламским государством“, — высказал своё „медианное“ мнение эксперт по российско-турецким отношениям Александр Сотниченко. — Эрдогана нужно сейчас понять и простить, немедленно поднять вопрос о компенсациях, который будет решён, поскольку вопрос о компенсациях всегда вторичен по отношению к вопросу об извинениях. И немедленно поднять вопрос о координации российской и турецкой политики на Ближнем Востоке и на Кавказе.
Сейчас Россия и Турция находятся, вероятно, в одном из самых благоприятных периодов для налаживания двусторонних отношений. У Турции очень жёсткий конфликт с Соединёнными Штатами Америки по вопросу Сирии, у неё жёсткий конфликт с Евросоюзом, который окончательно заявил, что Турцию брать не хочет, а германский Бундестаг поддержал тезис о геноциде Турцией армян в 1915 году. Турция растеряла всех своих союзников, и сейчас как никогда своевременно со стороны России было бы принять турецкие предложения и в ответ высказать свои, которые должны быть максимально жёсткими и соответствовать национальным интересам нашей страны».