13 февраля, четверг

Детский труд: за и против

27 января 2025 / 16:17
экономический аналитик

Протоиерей Андрей Ткачев заявил о том, что дети должны работать уже с 7-8 лет. По его мнению, тогда они с раннего возраста начнут познавать жизнь.

Эксперты и аналитики отметили, что при этом речь Ткачёв вел именно о физическом труде для детей. Очевидно, что глупо ожидать появления детей и детского труда в сфере управления, медицины, IT, опытно-конструкторских работ и т.п. Ведь отсутствие профессионального образования у детей в возрасте 7-8 лет не позволяет поручить им любую другую работу, кроме малоквалифицированного физического труда.

Это заявление протоирея Ткачёва можно было бы рассматривать как нелепый эпизод, как болтовню человека, оторванного от реальной жизни. Впрочем, он не один такой и не первый высказывает такую идею.

Однако надо отметить, что это не первая попытка привлекать детей и подростков к труду. Так, Государственная Дума тоже не так давно озаботилась трудовой занятостью подростков и предусмотрела ряд мер по привлечению подростков к труду.

Надо отметить, что исторически в СССР всегда представляли детский труд как пример «звериного оскала капитализма». Имелось в виду, что при капитализме бедность населения достигала такого уровня, что в рабоче-крестьянских семьях даже дети были вынуждены идти на заработки вместо учёбы и счастливого детства. Так, в «Капитале» Маркс приводил массу примеров эксплуатации детского труда в европейских странах при так называемом диком капитализме, т.е. его начальном этапе. И поэтому Маркс призывал к социалистической революции, чтобы восстановить социальную справедливость, в том числе, и по отношению к детям, которых гнобят капиталисты.

Определённая правда в такой критике детского труда была. Дело в том, что с точки зрения глобальной и национальной экономики, детский труд экономически неэффективен. Причина состоит в следующем: дети не имеют профессионального образования и производственной квалификации, что вполне очевидно; трудовых навыков дети тоже не имеют; дети физически заметно слабее и менее выносливы, чем взрослые, и потому не способны работать достаточно долго.

Правда, крайне негативным примером детского труда в СССР являлась принудительная работа несовершеннолетних, а именно – школьников (и мальчиков, и девочек), на ежегодной уборке хлопка в Узбекской ССР и Туркменской ССР. Уборка хлопка продолжалась два месяца – сентябрь и октябрь. На это время все старшеклассники и студенты снимались с занятий и принудительно отправлялись на хлопковые поля. За этот труд им практически ничего не платили. В СССР эта позорная практика начисто опровергала коммунистическую пропаганду о счастливом детстве советских детей. Поэтому всё тщательно скрывалось, информация за пределы Узбекистана и Туркмении не выходила, а население других регионов СССР об этом ничего не знало.

Конечно, в осуждении детского труда в СССР были и перегибы. В пропагандистском угаре коммунистическая власть забывала воспитательную роль труда для подростков. Многие советские молодые люди к окончанию учебных заведений, включая высшие учебные заведения, не умели работать и даже не имели представления о том, что это значит - ходить на работу, и как это - зарабатывать деньги. Это приводило к тому, что советская молодёжь нередко рассматривала работу как вынужденную необходимость, как неизбежную повинность. Переход от беззаботного детства и навязанного коммунистами безделья к ежедневному монотонному труду нередко порождал среди советской молодёжи настроения тунеядства и антипатии к трудовой деятельности.

Негативное отношение к труду усиливалось относительно невысокой в СССР заработной платой. Особенно остро это задевало молодых специалистов. Отсутствие у молодёжи трудовых навыков также было широко распространено по той причине, что в СССР экономика имела плановый и командно-административной характер. Существовал жёсткий контроль властей за трудовой деятельностью и доходами населения, имевший целью пресечь любые возможности для людей зарабатывать деньги, кроме официальной зарплаты по основному месту работы.

Поэтому у студентов и школьников во время их учёбы в школе и институтах, как правило,  просто не было возможности подрабатывать на карманные расходы, устраиваясь на работу, не требующую высокой квалификации (дворниками, грузчиками, в сфере ЖКХ, торговле и т.п.). Поэтому студентам приходилось рассчитывать только на учебную стипендию, а школьникам – выпрашивать деньги у родителей.

Следует отметить, что трудовая активность детей и молодёжи всё-таки требует внимания со стороны государства, бизнеса и общества. Сегодня западный бизнес очень тщательно ищет новые таланты среди подростков (тинейджеров, 14-18 лет) и молодёжи (студентов) и потому очень внимательно ведёт селекционную работу в молодёжной среде.

В России лучше бы тоже занялись этим, а не сотрясали воздух глупостями, в очередной раз изумляя общественность страны неисчерпаемыми резервами дурных идей.

Причина появления множества инициатив о необходимости детского труда объясняется безграмотной организацией экономики России и пренебрежением интересов достойных специалистов. В итоге, когда начались неизбежные проблемы, оказалось, что страна уже лишилась миллионов специалистов как из числа рабочих, так и трудовой интеллигенции. Их не только нет, но и неоткуда взять.

Зато в стране есть миллионы молодых здоровых мужчин, никогда не работавших и не желающих работать в реальной экономике. И потому подвизающихся, например, в числе чиновников, где зарплата намного выше, но условия труда намного комфортнее. Вот их и надо привлекать к полезному для страны труду.

Разумеется, надо готовить российских детей и молодёжь к трудовой деятельности. Ведь им неизбежно придётся работать в своей жизни. Однако это надо делать не вообще, не идеи ради, а с учётом конкретных потребностей экономики России.

Сегодня экономика России стоит перед острейшей проблемой дефицита квалифицированных кадров. Они остро нужны во всех сферах экономики – начиная от сельского хозяйства, продолжая сферой IT, промышленного производства, заканчивая освоением космоса.

Именно таких специалистов, потенциальных гениев и просто талантов, западные компании сейчас разыскивают по всему миру, привлекая и заманивая их огромными денежными выплатами, перспективами карьерного роста и т.п.

Такие бизнесмены, как Питер Тиль (бывший бизнес-партнёр Илона Маска), предлагают молодым потенциальным гениям и талантам из многих стран мира создавать свои стартапы и готовы вкладывать в их разработки уже миллиарды долларов США. Вот и нам в России надо заняться тем же, а не стремиться к тому, чтобы наш подросток научился правильно держать лопату или грабли.

Отставание экономики России от передовых стран мира – это уже не секрет, а реальность. Преодолеть это отставание возможно только с помощью создания в России новых высоких технологий, выхода высококачественной российской продукции на мировые экспортные рынки. Тут умение молодёжи орудовать лопатой или граблями, совком и метлой не пригодится. Только интеллектуальный труд, свежие и оригинальные идеи, специалисты в сфере высоких технологий, искусственного интеллекта способны обеспечить место России в числе передовых стран мира.

С другой стороны, идея физического труда крайне актуальна для российского общества. В стране среди подростков с каждым днём обнаруживается всё больше антисоциальных элементов, которые не знают, куда приложить свои руки. Они громят всё вокруг. Они дебоширят и нападают на прохожих. Они оскверняют Вечный огонь в своих городах. Их надо принудительно приучать к физическому труду, что отнимало бы у них излишки энергии и приучало к дисциплине.

Но для этого государство должно проводить кларификацию населения. То есть, следует заранее вычислять антисоциальные элементы, будущих преступников, хулиганов, пьяниц и алкоголиков, громил и т.п., чтобы изолировать их от нормального общества. И это отдельная, но очень важная задача для государства.