24 ноября, воскресенье

Зюганов слишком привык к тому, что он оппозиционный политик номер один в России

06 ноября 2014 / 01:54
заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики

У Жириновского даже в сенаторском кресле будет масса возможностей влиять на свою партию.

По вашему мнению, состоится ли «уход на пенсию» в Совет Федерации лидеров парламентских оппозиционных партий?

Это будет зависеть от решений самих лидеров партий. У Зюганова в этом году 70-летний юбилей, но он слишком привык к тому, что он оппозиционный политик номер один в России, возглавляет самую большую оппозиционную фракцию в Госдуме уже больше 20 лет. Связанные со всем этим привилегии, статус, имидж заставляют его держаться за это место. Тем более что, по сути, смены ему в ближайшей партийной когорте я не вижу. Все потенциальные конкуренты куда-то делись и вокруг него пустырь. Думаю, что это даже сознательно проводимая политика была. Любой лидер как можно дольше хочет держать себя в форме и убирает конкурентов.

Я понимаю, что Зюганов не хочет уходить на покой, потому что пока эта 10-процентная квота в Совете Федерации воспринимается как некая синекура. По модели дореволюционного Государственного совета, куда отправляли чиновников высшего ранга, отслуживших свое, или по модели английского парламента, Палаты Лордов, членов которого может назначать премьер-министр.

Миронов тоже, по всей видимости, связывает свою карьеру не столько с почетным сидением на Большой Дмитровке, сколько с деятельностью главы второй левой партии в стране. Тем более что «Справедливая Россия» претендует на то, чтобы коммунистов потеснить.

Я понимаю, что их уговаривают, наверное, чтобы обеспечить какую-то ротацию, сделать хоть какой-то лифт на левом фланге новым лидерам. Такая работа ведется.

Но, на мой взгляд, шансы на то, что в цикле 2016 года Миронов или Зюганов уйдут в Совет Федерации значительно меньше, чем того, что они останутся во главе своих фракций.

У Жириновского в этом плане все схвачено, он свое наполучал во всех смыслах. Тем более что у него есть сменщик в самом прямом смысле (вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев – сын Жириновского и его потенциальный преемник на посту председателя партии – ред.). Вспоминается история французского Национального фронта, где Мари Ле Пен уступил место лидера дочери Марин Ле Пен. Правда, конечно, Лебедев – не Жириновский. Но, с другой стороны, у Жириновского даже в сенаторском кресле будет масса возможностей влиять на свою партию и фактически выступать ее имиджевой проекцией.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика